Борис Вольпе: Электронное правительство даст структуру и прозрачность
Электронное правительство – сложная тема: в него вкладываются большие деньги, о нем много говорят в средствах массовой информации, но мало кто из простых людей понимает, о чем идет речь. А ведь их это касается в первую очередь. О том, что же такое электронные госуслуги, об их плюсах и сложностях, связанных с их внедрением и распространением, в интервью CNews рассказал вице-президент компании "Ситроникс" по маркетингу и развитию бизнеса Борис Вольпе.
CNews: Насколько электронные госуслуги сейчас востребованы населением?
Борис Вольпе: Пока эти услуги востребованы далеко не всеми гражданами. Но я ни на минуту не сомневаюсь: как только мы покажем, как работает «электронное правительство», число потребителей электронных услуг резко возрастет. Все новое, в моем понимании, само по себе редко бывает востребовано. Мне не раз приходилось за свою долгую карьеру заниматься выводом на рынок новых продуктов. В 2000 году, когда я работал в банковской отрасли, возник вопрос: будут ли востребованы в России кредитные карты? Ведь у нас население никогда не брало кредиты, а традиционно хранило средства на сберкнижке. И было непонятно, нужны ли кредитные карты, куда эти карточки совать, и где, кто будет платить в магазине карточкой. Скепсиса хватало, были большие опасения насчет востребованности этой услуги.
Тогда мы наняли одно из лучших маркетинговых агентств, которое провело исследование и сделало вывод, что кредиты никому не нужны. Да, были все основания не начинать развитие этого направления. С другой стороны, кредитные карты - это колоссальная возможность вывода на рынок новой бизнес-модели. Она была реализована, и потом ей последовали многие другие банки.
В отношении электронного правительства все то же самое: потребность может изначально и не исходить от целевой аудитории. Но спросите любого гражданина, нравится ли ему ходить по инстанциям, стоять в очереди к нотариусу часами. Поэтому завтра потребителей госуслуг будет значительно больше, чем сейчас.
CNews: В чем основной выигрыш от появления электронных госуслуг?
Борис Вольпе: Для гражданина есть огромное количество преимуществ. Во-первых, это колоссальная экономия времени, сил, ресурсов. Большинство процедур получения госуслуг очень сложны. И у обычного человека не только нет времени, ему иногда сложно понять, какие нужно инстанции пройти, с какими бумагами, в какой последовательности. И весь этот процесс можно сделать "дружелюбным". Даже если на портале госуслуг можно будет увидеть четкую последовательность действий, список необходимых документов и время, за которое эти документы должны быть оформлены. А для государства это еще один способ улучшить прозрачность, продемонстрировать ее и быстро запускать новые процедуры.
CNews: А бизнес? Получит ли он какие-либо преимущества?
Борис Вольпе: Основное преимущество в том, что многие транзакции с государством можно будет провести быстро, без волокиты, без очередей, без нестандартных ситуаций и четко по бизнес-процессам. Они будут предсказуемы и контролируемы. Что даст электронное правительство? Оно не сделает никого умнее. Но оно даст структуру и прозрачность - так же, как ERP или CRM-система.
CNews: А поможет ли появление электронных госуслуг в борьбе с коррупцией?
Борис Вольпе: Я считаю, что коррупция в значительной степени порождается и самими гражданами, которые хотят сократить свои временные издержки. Если где-то можно, заплатив, не стоять в очереди, а получить бумажку сразу – пожалуйста, есть повод для взятки. Но это, с одной стороны, выбор гражданина, а с другой - недостаток системы. Электронное правительство от этого избавляет, минимизируя благоприятную для коррупции среду.
CNews: И как стимулировать потребность в госуслугах?
Борис Вольпе: Мне кажется, нужно будет эти электронные услуги не только предлагать, но и популяризировать. Услуги будут востребованы, когда их станет много, и население увидит возможность меньше общаться с государством напрямую. Например, в Башкортостане "Ситроникс" реализовал для Правительства Республики электронную услугу предоставления субсидий на улучшение жилищных условий молодым семьям. Здесь потребители госуслуги - молодые люди, которые активно используют интернет и в принципе реже обращаются к государству. Для других слоев населения, конечно, нужна будет популяризация. А кроме этого, система равного доступа и необходимая инфраструктура: доступ через инфокиоски, банкоматы, терминалы платежных систем.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2282