Статья

ГИБДД по-новому: штраф по кредитке на месте

Цифровизация Большие города Инфраструктура

Технический прогресс меняет лицо российской дорожной патрульной службы. Современные технические средства позволяют зафиксировать нарушение прямо из машины ГИБДД, на месте идентифицировать автомобиль и его владельца, а также обеспечить оплату штрафов по кредитной карте. В итоге нарушений на дороге должно стать меньше, а собранных штрафов – больше.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ инициировал федеральный проект, в рамках которого должна быть создана типовая автоматизированная система для регистрации нарушений правил дорожного движения с помощью средств видеофиксации и администрирования денежных взысканий. Победителем тендера стал консорциум компаний «Армада» и «Росби Информ». Типовое решение позволит связать установленные комплексы, ныне работающие автономно, в единую информационную сеть. Система будет легко масштабируема и не привязана к определенному типу камер. Общий информационный центр позволит интегрировать типовую систему с другими автоматизированными службами: "Почтой России", финансовыми институтами, службой судебных приставов.

Архитектура комплекса фотовидеофиксации нарушений ПДД

Источник: "Армада", "Росби Информ"

Одной из важных проблем, возникших после начала эксперимента с введением фото- и видеофиксации на дорогах, стала задача собираемости штрафов. По некоторым данным, оплата составляет не более 50%. Учитывая, что в крупном городе за год фиксируется порядка 500 тыс. различного рода правонарушений на дорогах, местные бюджеты недополучают серьезную сумму. Введение типового решения позволит как повысить собираемость штрафов, так и снизить сложности при их оформлении.

Благодаря исключению человеческого фактора при выявлении правонарушения, типовое решение позволит существенно снизить коррупцию в рядах сотрудников ГИБДД. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2008 году, 33% граждан нашей страны считают ГИБДД наиболее коррумпированным институтом. В конце ноября по поручению Дмитрия Медведева была открыта "Антикоррупционная" линия телефона доверия. Пока линия работает только для жителей Москвы и Московской области. Но такого рода меры не могут дать стопроцентных результатов. Не только инспекторам, но и многих гражданам удобна ныне существующая система взяток и поборов.

Процветающая на дорогах коррупция, не только опасна для безопасности движения, но также лишает местные бюджеты немалой доли доходов. Типовое решение позволит радикально покончить с этой проблемой, исключив из процесса: правонарушение-регистратор-оплата штрафа, человеческий фактор.

Предлагаемое консорциумом решение позволяет регистрировать такие нарушения, как: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил расположения ТС на проезжей части, движение ТС в случае наличия на него запретов (например, движение грузового транспорта по дороге, предназначенной только для движения легкового). Если в России информатизация ГИБДД состоится, водители станут намного аккуратнее.

Внедрение систем дорожного контроля должно вестись под присмотром государства. Но при этом отдавать разработку и реализацию ПО и оборудования госпредприятиям было бы экономически нецелесообразно. На Западе данная проблема решена с помощью создания частно-государственных предприятий, которые осуществляют реализацию проектов по контролю ситуации на дорогах. С одной стороны это обеспечивает должный уровень соответствия решений требованиям и задачам государства, с другой – дает экономический эффект, стимулируя разработку высококонкурентных продуктов.

Государственные инициативы в области обеспечения безопасности дорожного движения дают надежду, что в следующем десятилетии, которое ООН планирует объявить "десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения", наши дороги станут действительно безопасными.

Марина Мякишева