[an error occurred while processing this directive]

Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

iRU

Игорь Солнцев: Российские компании обыгрывают западные в быстроте принятия решений и гибкости

Игорь Солнцев 
Появление новой линейки портативных компьютеров iRU стало одним из самых заметных событий 2002 года на российском компьютерном рынке. Безусловно, широкая известность проекта в первую очередь связана с масштабной рекламной кампанией нового бренда. Между тем, подход, используемый менеджментом компании, во многом является инновационным для отечественной ИТ-индустрии. На вопросы CNews.ru ответил директор по маркетингу компании «НКА-Групп» Игорь Солнцев.

CNews.ru: Известно, что часть топ-менеджмента компании «НКА-Групп» ранее достаточно длительное время занималась вопросами дистрибуции. Почему вы решили заняться совершенно новым для себя видом бизнеса, связанным, к тому же, с производством? Ведь в России к производству традиционно относятся настороженно.

Игорь Солнцев: Если рассмотреть макроэкономическое положение России, то мы увидим серьезные изменения. После вступления России в ВТО в стране, наверняка, изменится инвестиционный климат и, соответственно, объем инвестиций в производство. Если мы хотим видеть нашу страну сильной, то нам надо заниматься производством, и, в том числе высокотехнологичных товаров.

Через несколько лет, как нам кажется, государственные границы будут более прозрачными и основные мировые производители смогут беспрепятственно открывать на территории России транзитные таможенные склады, произойдет оптимизация логистики. Как следствие, необходимость присутствия дистрибутора на локальном рынке (как внешнего логистика, так и объемного склада) будет постепенно снижаться. Дистрибутор будет востребован на уровне логистики внутри страны, а за это в мире принято платить не более 1–2%.

Решение производить портативные системы продиктовано еще и тем, что ноутбуки, как товар, становятся более массовым продуктом. Отчетливо вырисовываются тенденции к изменению корпоративной культуры, эргономики рабочего места — ноутбуки, как корпоративная платформа, сегодня уже не роскошь. Кроме того, активно развиваются беспроводные технологии — всем нужна мобильность, за этим будущее. Мы верим в светлое будущее России и желаем участвовать в его становлении.

CNews.ru: В последнее время крупные поставщики компьютерной техники отказываются от собственного производства. Почему вы не выбрали вариант, при котором сферой вашего бизнеса стали бы только брэндинг и маркетинг продукта? В этом случае вы оставались бы только управляющей компанией.

Игорь Солнцев: Мы поступили так же, но с небольшим отличием. Мы сохранили за собой не только брэндинг и маркетинг продукта, но и, что очень важно для России, оставили за собой финальное конфигурирование моделей под конкретные потребности клиентов, предпродажную подготовку и тестирование, гарантирующие качество продукта. Кроме того, производство в России — это дополнительные рабочие места для россиян, налоги в бюджет страны, возможность максимально быстро реагировать на требования отечественного рынка. Финальная сборка продукта в стране продажи позволяет, с одной стороны, быть гибким и быстро реагировать на потребности клиентов с учетом последних мировых тенденций, с другой — сократить логистическое плечо, снижая тем самым затраты наших клиентов.

CNews.ru: Намерены ли вы ограничиться только выпуском ноутбуков или в ваших планах — производство другой компьютерной техники? Другие сегменты рынка также растут значительными темпами…

Игорь Солнцев: В ближайших планах — создание широкого ассортимента аксессуаров для ноутбуков и производство компьютеров домашнего и офисного применения. А в долгосрочной перспективе — производство карманных ПК и, возможно, TabletPC и Desknote. Наши планы на товары, производимые под торговой маркой iRU, не зависят от темпов роста других сегментов рынка. Если будет принято решение войти в другой растущий сегмент рынка, то, возможно, для этого сегмента мы создадим другой брэнд. Почему другой брэнд? Потому что сегмент рынка другой, другой продукт, новые клиенты с присущими им потребностями, иные каналы распространения товара. Поэтому и необходимы будут иные маркетинговые ходы, новая рекламная концепция. На наш взгляд, достаточно сложно при сложившемся восприятии брэнда, связанным с определенным продуктом, производить совершенно другой продукт под уже существующей торговой маркой. Новая торговая марка в новом сегменте рынка позволяет лучше сфокусировать внимание потенциальных клиентов на себе и быстрее достичь поставленных производителем целей.

CNews.ru: Какова динамика продаж ноутбуков iRU за первые полгода развития проекта? Каков общий объем продаж?

Игорь Солнцев: Ежемесячные темпы роста составляют от 30% до 50%, что соответствует нашим планам. О конкретных объемах продаж пока говорить рано. Мы даже не завершили свой финансовый год и не отметили первую годовщину рождения iRU. На мой взгляд, можно говорить о планах — в декабре текущего года достичь отметки 1000 проданных единиц в месяц. И пока мы идем к намеченной цели в соответствии с нашими планами.

CNews.ru: Чем бизнес российских производителей компьютерной техники, на ваш взгляд, отличается от подходов иностранных компаний? Вы отстаете в менеджменте или, может быть, превосходите конкурентов в чем-то помимо цены?

Игорь Солнцев: Основное отличие состоит в том, что иностранные компании уже имеют знания, опыт, корпоративную культуру и управленческие технологии, которым в России только учатся. Иностранные компании имеют доступ к недорогим кредитным средствам, ведут свой основной бизнес в стабильных странах на структурированных рынках с гарантированной прибылью и не зависят от сиюминутных изменений внутренней и внешней политики государства. Поэтому иностранным компаниям тяжелее даются быстрые решения для локального рынка, они очень бюрократизированы. И при этом иностранные компании не знают российского потребителя так, как знаем его мы — российские товаропроизводители. Они вынуждены тратить дополнительные средства на изучение специфики локальных рынков, а мы — на обучение сотрудников новым методам и технологиям. Российские компании обыгрывают западные в быстроте принятия решений и гибкости: нам не нужно тратить время на согласование маркетинговых планов и каких-либо изменений с головными офисами в Европе или за океаном. Мы находимся в непосредственной близости от нашего потребителя. А все остальное уже не столь принципиально. Потребитель проголосует рублем.

У российского производителя есть ряд преимуществ перед западными. Самое важное из них — близость к потребностям российского пользователя, понимание его ментальности и ожиданий и, как следствие, гибкость и скорость в принятии решений. Второе преимущество — знание местного законодательства: выпускаемые продукты готовы к продаже и использованию без дополнительных доработок со стороны торговых партнеров. И третье — цена.

В то же время существует ряд проблем, характерный для нашей страны: налоговое и таможенное законодательство, банковская система, достаточно низкий уровень дохода населения в регионах, недостаточный уровень корпоративной культуры, низкая степень автоматизации на предприятиях. Отсутствует опыт ведения производства по мировым стандартам. Но мы быстро учимся. Наша компания планирует получить сертификат ISO 9001:2000 в первой половине 2003 года.

CNews.ru: Закончен ли в настоящее время этап формирования партнерской сети или эта сеть перешла вам в наследство из вашего дистрибьюторского бизнеса?

Игорь Солнцев: Нет, этот этап еще не закончен. Сейчас, мы находимся на завершающей стадии формирования клиентской базы, из которой после Нового года будут выделены компании, наиболее перспективные и лояльные к нашему брэнду. Компании близкие нам по идеологии ведения бизнеса, компании с верой в потенциал и будущее России. Но уже сегодня мы выделяем три основных канала сбыта: розничные торговые сети (такие как «Партия», «Мир», «М.Видео», «Техносила», «Метро», «Ашан» и др.), с помощью которых, практически из первых рук, мы собираем информацию о потребностях клиентов и проводим прямой маркетинг. Второй канал — нишевые специалисты. Это компании, специализирующиеся на продаже портативных систем. Они в состоянии оказать техническое и маркетинговое сопровождение товара при его продаже, предоставить квалифицированную техническую информацию и аккумулировать сведения о потребностях потребителя. Третий канал — широкопрофильные дистрибуторы. Такие компании имеют широкий ассортимент товаров и большую клиентскую базу, охватывающую отдаленные регионы России. Они также имеют выход на системных интеграторов и корпоративных клиентов. Такой список партнеров позволяет доставить товар до любого потенциального потребителя.

CNews.ru: Нотбуки iRU имеют достаточно мощную рекламную поддержку в Москве. Каковы планы «НКА-Групп» в сфере региональной политики компании? Как и в какие сроки вы планируете выйти на российский региональный рынок, на рынки СНГ?

Игорь Солнцев: Мы уже сделали это. Для выхода в регионы России мы используем дилерские каналы компаний «Ситилинк», «Лизард», «Деникин», «Дилайн» и др. Выход на рынки в странах СНГ уже осуществлен. Нами достигнуто соглашение с белорусскими коллегами по цеху — компанией «БелАБМ», одним из крупнейших партнеров Compaq в Белоруссии. В ближайшее время мы проведем переговоры о начале работы на рынке Украины.

CNews.ru: Каковы перспективы развития производимых вами ноутбуков? Какие новые технологии вы собираетесь использовать в ближайшем будущем в производстве?

Игорь Солнцев: После Нового года мы начнем расширение нашей линейки ноутбуков в сторону процессоров с высокой частотой. «Потяжелеют» модели серий Brava и Stilo. Мы стремимся одними из первых предлагать российским потребителям ноутбуки, построенные на новейших процессорах от Intel.

Кроме того, мы планируем расширить модельный ряд ультрапортативных компьютеров серии Novia. Уже началось серийное производство новой модели Novia 1112, оснащенной средствами беспроводной связи Wi-Fi 802.11b, вес которой составляет всего 1,2 кг. После Нового года в этой серии появятся новые модели: iRU Novia 1212, оснащенная дополнительным слотом для работы с картами CompactFlash, и, позже, iRU Novia 1412 со встроенным приводом оптических накопителей.

Не секрет, что до последнего времени лидером по объему продаж на российском рынке ультралегких и ультрапортативных мобильных компьютеров была продукция от компании Sony. Однако из-за отсутствия у компании авторизованных партнеров, поставляющих в нашу страну ноутбуки, данная категория товара не имеет в России официальной гарантийной поддержки. Мы считаем, что пришло время предложить потребителям российскую альтернативу высокого качества и дизайна.

И, наконец, мы планируем расширить модельный ряд экономичных ноутбуков Intro. С января месяца начнется производство новой модели iRU Intro 1115, которая в отличие от Intro 10-ой серии будет оснащена не только оптическим приводом, но и встроенным флоппи дисководом — FDD (в Intro 10-ой серии внешний флоппи дисковод, а с некоторыми моделями в комплекте поставляется флэш драйв 16Мб).

Мы по-прежнему будем использовать в производстве ноутбуков технологии, которые уже продемонстрировали свою востребованность пользователями, а именно, оснащать все модели ноутбуков высокоскоростным интерфейсом iEEE1394 FireWire и слотами расширения PCMCIA для PC карт, использовать порты USB 2.0, видеокарты nVidia GeForce Go, а также производить модели, оснащенные средствами беспроводной связи GPRS, Bluetooth и Wi-Fi.

В ближайшее время мы планируем начать продажу сопутствующих аксессуаров к ноутбукам: порты-репликаторы, док-станции, заменяемые оптические приводы, внешние флоппи дисководы, внешние оптические приводы, модули расширения памяти, портативные мышки, дистанционные пульты управления, карты беспроводной связи и др.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS