[an error occurred while processing this directive]

Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

SAP

Внедрение SAP R/3 на Оскольском электрометаллургическом комбинате

Содержание:

  • Причины выбора системы R/3 фирмы SAP
  • Начало внедрения системы R/3
  • Эффект от внедрения системы
  • Перспективы, планы на будущее

    Оскольский электрометаллургический комбинат на сегодняшний день является одним из самых современных и единственным работающим по технологии прямого восстановления железа металлургическим предприятием в России. По объемам производства он занимает 10 место в России. На комбинате работают 16 тысяч сотрудников.

    Новые условия хозяйствования, построение в стране рыночной экономики поставили перед предприятием ряд новых задач в области сбыта продукции, управления закупками, производственной деятельности, в управлении экономикой. Это потребовало переосмысления всех сторон деятельности комбината, включая информационные технологии.

    Причины выбора системы R/3 фирмы SAP

    За период 1995–1996 гг. специалистами комбината был проведен сравнительный анализ нескольких систем мировых производителей. Проработав все варианты, компания остановилась на покупке системы R/3 фирмы SAP по следующим причинам:

    • В системе R/3 наилучшим образом реализованы все основные процессы, которые нас интересовали — закупки, сбыт, производство, ремонты, затраты
    • Положительные отзывы отечественных предприятий, использующих систему, о достигнутых результатах и функциональности системы.
    • Фирма SAP являлась лидером в области разработки и продаж корпоративных систем
    • Передовая техническая архитектура «клиент-сервер»
    • Возможность дальнейшего применения системы в дочерних предприятиях, работы в условиях холдинга

    Начало внедрения системы R/3

    Подписание договора на поставку системы R/3 состоялось в конце 1996 года. В начале 1997 года стартовал проект внедрения. Был создан управляющий совет, организованы рабочие группы по направлениям, обучены члены рабочих групп в учебном центре фирмы SAP в Москве.

    Внедрение началось со следующих модулей — FI (Управление финансами), MM (Управление материальными потоками), SD (Управление сбытом), PM (Управление ремонтами), CO (Контроллинг), BC (Базис).

    В 1998 году в промышленную эксплуатацию были введены первые функциональности в модулях FI, MM . В том же году начался ввод в эксплуатацию первых функциональностей остальных модулей.

    В основном, внедрение велось собственными силами. На начальном этапе приглашались консультанты для решения отдельных вопросов. По мере внедрения первоначально выбранных модулей начинались работы по освоению остальных модулей системы R/3.

    По состоянию на сентябрь 2002 года на ОАО ОЭМК внедрены и находятся в продуктивной эксплуатации следующие модули системы R/3:

    • ММ (Управление закупками и запасами материалов)
    • SD (Сбыт)
    • PM (Управление ремонтами)
    • PP (Управление производством запасных частей)
    • CO (Контроллинг)
    • FI (Финансы)
    • PP (Управление производством металлопродукции)

    Находятся в опытной эксплуатации модули:

    • QM (Управление качеством)
    • TR (Финансовый менеджмент)

    Эффект от внедрения системы

    За счет внедрения системы R/3 были достигнуты следующие результаты:

    • Обеспечение прозрачности информационных потоков предприятия
    • Обеспечение руководства оперативной и качественной информацией для принятия стратегических решений
    • Оптимальное управление закупками, уменьшение уровня запасов
    • Увеличение прибыльности за счет оптимизации затрат и принятия оптимальных решений при продажах
    • Оптимальное управление производством продукции, выполнение договорных обязательств точно в срок
    • Сокращение затрат на ремонты за счет прозрачности выполняемых работ, обоснованной заявки требуемых материалов и трудозатрат

    Перспективы, планы на будущее
    • Внедрение модулей PP «Управление производством», CO «Учет затрат и прибыли» в сортопрокатных цехах 1 и 2, что даст законченную картину в целом по комбинату.
    • Окончательное объединение модулей PP Металл, CO Контроллинг, SD сбыт, PM- ремонты, PP- запчасти в общую схему производственно-экономического планирования деятельности предприятия с целью выбора наиболее оптимального плана. Планирования оптимальной загрузки мощностей, формирования заявок на закупку сырья на основании портфеля заказов и норм расхода (спецификаций)
    • Полное внедрение функциональности модуля QM «Управление качеством»
    • Передача в промышленную эксплуатацию модуля TR «Финансовый менеджмент»
    • Переход на версию 4.6.С системы R/3

    Работы по внедрению решений mySAPcom:

    • SAP BW — решение для хранилища информации
    • SAP SEM решение для стратегического управления предприятием
    • mySAP Portals — Портал предприятия


    Внедрение SAP R/3 в компании «Эльдорадо»

    Содержание:

  • О выборе системы управления и учета
  • Стадия внедрения системы в регионах
  • Стадия внедрения центральном офисе
  • Внедрение в Польше
  • Особенности проекта
  • Отклик с рабочего места

    Сеть российских магазинов формирует ассортимент и снижает издержки производства, используя программное обеспечение SAP.

    Московская компания «Эльдорадо», — один из ведущих компаний-продавцов электротехники в России. Скорость и масштабы роста компании производят неизгладимое впечатление.

    Для мониторинга движения товаров и отслеживания спроса в своих многочисленных магазинах компания внедрила полномасштабную систему корпоративного управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP) SAP R/3.

    О выборе системы управления и учета

    Принципы компании «Эльдорадо» построены на заимствовании всего самого лучшего из западной деловой практики. Компания четко осознает, что для достижения роста ей требуется внедрение самой лучшей ERP-системы.

    Выбор современной системы для автоматизации управления товарными и финансовыми потоками, для финансового учета и контроллинга, начался еще в самом начале 1999 г., вскоре после кризиса. После многочисленных консультаций было принято решение в пользу решения SAP R/3 Retail. При выборе учитывались многие параметры. В частности, очень важную роль сыграли два фактора:

    1. имеется специализированное отраслевое решение (IS Retail);
    2. поддержка системы в России осуществляется лучше, чем поддержка всех других ERP-систем.

    Можно задаться вопросом: а нужно ли было торговой сети, тогда имеющей оборот менее 150 млн. долларов США, да еще сразу же после кризиса 1998 г., идти на такие затраты, как внедрение полномасштабной ERP-системы? Если исходить только из имеющейся на тот момент ситуации, то проект не выглядел перспективным. Однако при принятии решения руководство исходило из стратегических задач развития сети. В частности, уже тогда стало ясно, что полноценная конкуренция с западными ритейловыми сетями возможна только при наличии самой современной системы автоматизации. Сегодняшняя ситуация еще раз подтверждает правильность выбора.

    Стадия внедрения системы в регионах

    В октябре 2001 г. началось внедрение системы в региональных подразделениях фирмы, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. На этой стадии внедрение производилось силами отдела ИТ-фирмы, без непосредственной поддержи консультантов.

    В ноябре 2001 г. на базе Нижегородского филиала был организован учебный центр для сотрудников фирмы. В течение 9 месяцев в нем прошло обучение более 200 сотрудников из Ростова, Самары, Новосибирска, Воронежа, Казани, Волгограда, Омска, Новокузнецка, Перми, Челябинска, Екатеринбурга и многих других городов.

    График внедрения был очень плотным. В каждый филиал, сотрудники которого были уже обучены, выезжала группа консультантов из центрального офиса, и в течение недели производился переход на систему SAP R/3 Retail. В течение следующей недели осуществлялась удаленная поддержка пользователей. После этого пользователям оказывались лишь разовые консультации.

    Стадия внедрения центральном офисе

    В сентябре 2002 г. началось внедрение системы в ЦО. Однако к этому времени накопилось немало проблем. Быстрое развитие бизнеса ставило новые задачи. Внедрение системы SAP R/3 также многому научило топ-менеджмент и ключевых пользователей системы, подсказало им, как правильно и рационально организовать те или иные процессы. В результате первой стадией внедрения R/3 в ЦО стал реинжиниринг бизнес-процессов. Это привело к тому, что окончательное внедрение системы было перенесено на март 2002 г. С 1 марта большинство сотрудников ЦО работает с системой R/3. Исключение было сделано для сотрудников тех подразделений, для которых не была настроена соответствующая функциональность в R/3, в первую очередь для отдела логистики и сервисных операций. Они продолжают работать в старых программах, все данные из которых автоматически транслируются в SAP R/3.

    Внедрение в Польше

    В мае — ноябре 2001 г. было произведено успешное внедрение системы в Варшавском магазине фирмы, работающем под торговой маркой MaxMedia. После описания бизнес процессов, была произведена настройка основной функциональности модулей MM (Управление потоками материалов), SD (Сбыт), FI (Финансы), CO (Контроллинг). Был разработан интерфейс с польской кассовой системой, используемой в магазине, настроены основные печатные формы на польском языке. Проект был целиком выполнен силами отдела ИТ, без привлечения сторонних консультантов.

    Особенности проекта

    Проект внедрения системы SAP R/3 в компании «Эльдорадо» является, в известном смысле, уникальным для России. Такое заключение можно сделать приняв во внимание следующие показатели:

    Масштабы охвата торговой сети — от Иркутска до Варшавы, от Архангельска до Сочи. В ходе внедрения решались не только методологические и технологические, но и психологические проблемы. Сейчас пользователи в различных городах уверенно работают с системой.

    Организована закачка данных о продажах из 170 магазинов. Разработана система, позволяющая произвести настройку на закачку данных с произвольной кассовой программы по заданному расписанию. В частности, продажи варшавского магазина закачиваются каждые 15 минут, что дает возможность контролировать наличие товара в торговом зале непосредственно в системе R/3.

    Отклик с рабочего места

    Система поддерживает также региональные вариации товарной номенклатуры. Это позволяет продавать кондиционеры на побережье Черного моря, в то время как в Сибири с ее холодным климатом будут продаваться газовые нагреватели.

    Кроме того, штат компании Эльдорадо ощущает значительное улучшение в системе защиты целостности и неприкосновенности информации. И отклик на местах был положительным.

    «Новая система предоставила мне новые возможности в контроллинге и учете», — говорит главный бухгалтер Татьяна Колышева.- Сейчас я могу управлять всем процессом в пяти магазинах, а также на складе и головном офисе в режиме реального времени. Более того, функциональность системы помогает мне контролировать затраты и поток наличности (cash flow) с большей эффективностью, чем раньше«.

    Константин Могилевский, менеджер коммерческого отдела в Санкт-Петербурге: «Сейчас я могу получить всю информацию о запасах и продажах безо всяких проблем, мне стало намного легче работать».


    Окомпании SAP AG

    SAP AG занимает третье место в мире среди крупнейших софтверных компаний. SAP учреждена в 1972 году пятью бывшими инженерами-системщиками IBM. Число сотрудников компании превышает в настоящее время 23.700 человек, которые работают в более чем 50 странах мира. Свыше 18 800 компаний в более чем 120 странах мира применяют у себя программное обеспечение SAP, число инсталляций которого превысило 56 000, а число пользователей — 10 миллионов. Оно используется компаниями любых размеров, в их числе находится более половины из 500 самых крупных в мире компаний. К числу клиентов, использующих программное обеспечение SAP для повышения своей конкурентоспособности и эффективности, относятся следующие фирмы: Autogrill SPA, Chevron Corp., Colgate Palmolive Co., CompUSA, Deutsche Telekom AG, Eastman Chemical, ENI SPA, Fiat SPA, Microsoft Corp., Minolta Co. Ltd., Mott’s, Pirelli SPA, Robert Bosch GmbH, Royal Philips Electronics, Security National Servicing Co., Siemens AG, Sony Corp., Statoil, Telecom Italia SPA и Volkswagen AG. Кроме того, клиентами SAP являются такие глобальные dotcom-компании, как barnesandnoble.com, Westell Technology и Streamline.com.

    С 1988 года SAP является акционерной компанией открытого типа. Она котируется на нескольких фондовых биржах, включая Франкфуртскую фондовую биржу (входит в DAX — индекс так называемых «голубых фишек») и Нью-Йоркскую фондовую биржу (под символом «SAP»).

    SAP — 30 лет в мире решений для бизнеса

    10 миллионов пользователей. 44 500 инсталляций.
    1.000 партнеров. 21 отраслевое решение.

    SAP в странах СНГ и Балтии

    История фирмы SAP AG в странах СНГ и Балтии уходит своими корнями в 1990 год. Именно тогда SAP приступила к разработке российской версии системы R/2. В 1992 году открылось представительство в Москве, где начали свою работу первые 12 консультантов по системе SAP из России, прошедшие комплексный цикл подготовки в Германии. За эти годы эволюции подвергся не только наш продукт — переход к системе R/3 в 1993 г. и выход на рынок комплексного решения mySAP.com в 1999 г., прочно укрепилиcь и позиции фирмы на рынке стран Содружества и Балтии. Об этом свидетельствует не только тот факт, что за прошедшие 10 лет открылись представительства SAP в Москве, Санкт-Петербурге, Алматы и Киеве и численность их персонала на начало 2002 г. превысила 350 человек; яркое доказательство успеху SAP на рынке — постоянно увеличивающееся число продуктивных внедрений систем у клиентов, среди которых — Белгородэнерго, Белорусский металлургический завод, Казахтелеком, Красноярская железная дорога, ОАО «Сургутнефтегаз», Чепецкий Механический завод, Нижнетагильский металлургический комбинат, Сыктывкарский лесопромышленный комплекс и многие другие.

    Всего на предприятиях стран СНГ и Балтии сделано более 250 инсталляций программных решений SAP, среди которых более 170 продуктивных. Рыночная доля решений SAP в России в области Интегрированных систем управления предприятиями в 2002 году достигла 47,7 процентов (по данным IDC).

    Для подготовки пользователей в Москве создан Информационно-сервисный центр, где потенциальные клиенты могут познакомиться с программным решениями SAP в рамках информационных мероприятий, а клиенты — прослушать курсы по интересующим их решениям.

    Программное обеспечение SAP сертифицировано Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, а служба сервиса и поддержки получила от компании СЕТЕКОМ GmbH подтверждение соответствия своей деятельности требованиям стандарта ISO 9002: 1994.

    Доля рынка в СНГ и Балтии

    Согласно исследованиям компании IDC в 2001 SAP являлась лидером в области Интегрированных систем управления производством (ИСУП) в странах СНГ и Балтии и рыночная доля SAP составляла соответственно

    • в России — 48%
    • в Украине — 54%
    • в Казахстане — 48%

    Продуктивные инсталляции

    Всего у компании SAP в СНГ и Балтии более 250 клиентов. Из них более 170 пользуются решениями SAP в продуктивном режиме. Среди 15 крупнейших компаний России (рейтинг Эксперт РА) 10 являются клиентами SAP. Среди 10 крупнейших нефтегазовых компаний (рейтинг Эксперт РА) России 9 являются клиентами SAP. По странам инсталляции распределяются следующим образом

    • в России — 73%
    • в Украине — 13%
    • в Казахстане — 6%
    • в странах Балтии — 7%
    • в Белоруссии — 1%

    Рост поступлений

    В первом полугодии текущего года рост поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 10%. Это говорит о стабильном и планомерном развитии компании, о все большей приверженности локальных клиентов решениям SAP.

  • Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS