Обзор подготовлен CNA

версия для печати

ИТ-сервисы перетягивают "инфраструктурных гигантов"

ИТ-сервисы перетягивают "инфраструктурных гигантов"

Финансовый кризис, как и прогнозировалось, послужил стимулом к консолидации игроков ИТ-рынка, однако процессы слияний и поглощений в секторе ИТ-услуг были запущены еще до ощутимых изменений в экономике. Крупнейшие американские поставщики оборудования не один год стремятся выйти на новые рынки и расширить объем предоставляемых сервисов. Рецессия же поторопила тех, кто еще не успел предпринять соответствующие шаги.

"Американские компьютерные бренды исчезнут через 20 лет так же, как исчезли их телевизионные бренды", - пообещал на днях основатель тайваньской Acer Стэн Ши (Stan Shih). Этому поставщику уже несколько лет удается теснить позиции американцев на мировом рынке ПК. Даже в непростых условиях работы в 2009 году, когда вся отрасль продемонстрировала спад (-4,8% во втором квартале, по данным Gartner), Acer смог показать рост в 34% и занять второе место по поставкам в регионе ЕМЕА (этот рынок упал на 10,9%). В США Acer удалось вырасти за тот же период на 74% (вероятно, в значительной мере за счет успешного приобретения местного игрока Gateway). В итоге в третьем квартале 2009 года тайваньская компания впервые поднялась на второе место по поставкам ПК в мире, сместив Dell на третье. Возможно, именно это подстегнуло компанию, еще несколько лет назад занимавшую место лидера, выйти за рамки своего традиционного бизнеса - по следам IBM и НР.

Собственно, IBM и проложила здесь путь, первой осуществив переход от низкодоходных поставок аппаратного обеспечения к более прибыльному оказанию услуг. В 2008 году важным игроком на этом же поле стала НР, благодаря приобретению EDS, бизнес которой был интегрирован за 16 месяцев, а бренд, как и предполагалось, упразднен.

Предпосылки шопинга

Шаг крупнейших поставщиков оборудования в сторону сервисов выглядел оправданным еще до кризисных изменений в экономике. Услуги, как известно, куда более маржинальное направление по сравнению с поставками ПК. В условиях рецессии по прогнозам аналитиков именно оно должно было устоять, в отличие от обреченных на резкий спад секторов программного и аппаратного обеспечения. По всеобщему предположению в условиях сокращения издержек бизнес, практически "заморозив" расходы на модернизацию и развитие, должен был сохранить расходы на поддержку уже сформированной ИТ-инфраструктуры, а также по-новому взглянуть на возможности аутсорсинга. Предварительные результаты 2009 года эти предположения в значительной мере оправдывают. 

В целом усиление инвестиционной активности лидеров ИТ-рынка в 2009 году стимулировали несколько факторов. Во-первых, удешевление активов менее крупных игроков. Часто они представляют узкоспециализированные компании, приобретение которых позволяет "гигантам" расширить портфель услуг, выйти в новую нишу и пополнить клиентскую базу. Во-вторых, стремление компаний-скупщиков к диверсификации, с тем чтобы повысить уже не только свою конкурентоспособность, но и "живучесть". В-третьих, тяготение рынка к комплексным решениям и услугам, которое заставляет аналитиков ждать новых многомиллиардных сделок.

Вендоры оборудования консолидируют поставщиков ИТ-услуг

Компания-покупатель Поглощаемая компания Сумма сделки, млрд долл. Год
IBM PricewaterhouseCoopers 3,5 2002
HP Electronic Data Systems (EDS) 13,9 2008
Xerox Affiliated Computer Services (ACS) 6,4 2009
Dell Perot Systems 3,9 2009
Cisco ScanSafe 1,2 2009

Источник: CNews Analytics, 2009

В 2009 году наиболее крупные и значимые для отрасли приобретения осуществили Cisco, Dell, EMC и IBM. Пока НР завершала интеграцию приобретенной за 13,9 млрд долл. EDS, Xerox купила за 6,4 млрд долл. Affiliated Computer Services, также специализирующуюся на ИТ-аутсорсинге и консалтинговых услугах. Ожидается, что выручка объединенной компании вырастет до 10 млрд долл. (годом ранее доход Xerox оценивался в 3,5 млрд долл.). Параллельно Dell объявила о приобретении Perot Systems - за 3,9 млрд долл. Таким образом поставщик ПК выходит на новые для себя рынки хостинга ПО, АО и консалтинга, синхронно с НР консолидируя второе "детище" Росса Перо (Ross Perot – основатель EDS (1962) и Perot Systems (1988)).

Со своей стороны, не обошла вниманием рынок ИТ-услуг Cisco, совершившая целый ряд приобретений в 2009 году (включая Starent Networks и Tandberg). Компания объявила о завершении поглощения ScanSafe, специализирующейся на решениях SaaS для веб-безопасности.

Законодатель же тренда - компания IBM – в данный момент сконцентрирована на расширении экспертизы в области бизнес-аналитики и приобрел SPSS за 1,2 млрд долл., а годом ранее - Cognos за 5 млрд долл.

Первопроходец устанавливает стандарт

После приобретения в 2002 г. компании PricewaterhouseCoopers, а затем продажи своего компьютерного бизнеса Lenovo, IBM сфокусировалась на сервисах – в том числе с точки зрения стандартизации. "Голубой гигант" создал даже соответствующую исследовательскую группу по изучению сервисов (Service Science), с тем чтобы расширить cвою компетенцию в этой сфере. Вновь образованное подразделение IBM Global Services могло опираться на уже накопленный богатый опыт разработок и исследований корпорации, в частности, в области аналитики или автоматизации управления сервисами.

В результате IBM Global Services стали называть хорошим примером для подражания и своего рода законодателем сервисного стандарта. В 2008 г. подразделение принесло "голубому гиганту" около 59 млрд долл.

Во втором квартале сложного кризисного 2009 года IBM заключила сервисных контрактов на общую сумму 14 млрд долл. Это на 5% ниже аналогичного показателя за второй квартал 2008 года. Общий объем заключенных сервисных контрактов по услугам консалтинга и системной интеграции уменьшился на 14%, составив в денежном выражении 6 млрд долл. В то же время общий объем заключенных аутсорсинговых контрактов увеличился на 3% - до 8 млрд долл. На 30 июня 2009 г. объем действующих сервисных контрактов IBM составил 132 млрд долл. Для сравнения, на 31 марта 2009 г. показатель составлял 126 млрд долл.

Тесная интеграция

HP, в последние годы активно скупавшая компании, делала ставку на их быструю и успешную интеграцию, с тем чтобы предлагать клиентам комплексные решения для построения и управления ИТ-инфраструктурами. На сервисном рынке ее позиции серьезно укрепила сделка с EDS, по сути, открывшей в свое время рынок услуг в области управления ИТ.

При этом, как и ожидалось, в структуре НР бренд EDS был упразднен – новое подразделение получило название HP Enterprise Services. Как утверждает Дэвид Ги (David Gee), вице-президент по маркетингу HP Enterprise Services, пойти на этот шаг НР вынудили сами клиенты. "Лично я опросил более 100 человек, выясняя их мнение, что будет лучше – оставить название EDS или убрать его?" - комментирует он. – "И почти все клиенты отвечали, что хотят видеть нас просто как НР".

С момента заключения сделки поглощения НР сократила примерно 25 000 рабочих мест в структурных подразделения EDS. Несколько раз урезались зарплаты сотрудников этой компании. По собственным данным, HP удалось сэкономить благодаря интеграции около 3 млрд долл. В третьем квартале 2009 финансового года сервисный бизнес сформировал 47% суммарной выручки HP, комментирует Джо Изор (Joe Eazor), старший вице-президент и генеральный директор HP Enterprise Services. Таким образом, объединенная компания стала вторым по величине сервис-провайдером в мире после IBM.

Надежды Dell

Благодаря своей недавно заявленной сделке по приобретению Perot Systems топ-менеджеры Dell рассчитывают на увеличение годового дохода (суммарная выручка компаний за последние четыре квартала составила 16 млрд долл., половину из которых принесли услуги поддержки), а также на появление бренда в первой десятке поставщиков ИТ-услуг. Своим давним конкурентам теперь уже на новом поле – IBM и НР – компания планирует противопоставить большую гибкость, выход в сектор СМБ с более доступными услугами, а также краткосрочные контракты.

Питер Альтабеф (Peter Altabef), президент вновь образованного подразделения Dell Services и бывший глава компании Perot, отмечает, что компания хочет уйти от традиционной модели оказания услуг консалтинга, с привлечением большого числа дорогостоящих экспертов, к более эффективному и менее затратному сервисному подходу. По словам Пола Белла (Paul Bell), старшего вице-президента Dell, в фокусе - контракты сроком от 60 до 90 дней, которые будут вести два-три сотрудника.

"Мы полагаем, что Perot Systems станет одним из наших лучших активов, который приведет к мгновенному положительному эффекту и увеличит доход нашей компании в долгосрочной перспективе, — комментирует основатель, председатель совета директоров и CEO Dell Майкл Делл (Michael Dell). — Данное приобретение поможет Dell существенно расширить перечень корпоративных продуктов. Объединение наших компаний является очень продуктивным, эффективным шагом, так как мы сможем идеально дополнить друг друга".

В Dell хотят применить к продвижению сервисов тот же агрессивный подход, за счет которого ранее компания наращивала поставки оборудования. Вендор стал в свое время лидером за счет создания аппаратного обеспечения на заказ и сейчас предполагает использовать ту же модель применительно к сервисам, снижая уровень их сложности и исключая неэффективные операции из жизненного цикла услуг и поддержки, комментирует Питер Альтабеф. При этом для компании очень важно закрепиться на рынке среднего бизнеса, готового к потреблению ИТ-аутсорсинга от известного бренда, но не видящего для себя адекватного предложения со стороны поставщиков.

В IBM же к планам конкурента относятся с большой долей скепсиса, считая, что модель сбыта продукции мало подходит к продаже сервисов. Ведь если для поставщика ПК результатом работы является собственно сбыт продукции, для поставщика сервисов с подписания контракта работы только начинаются.

Антон Булусов

Владимир Шевченко

Владимир Шевченко:

Сегодняшнюю ситуацию можно назвать периодом взвешенного спроса на ИТ-сервисы

На вопросы CNews отвечает Владимир Шевченко, ИТ-директор группы АBB

CNews: Как изменились, на ваш взгляд, подходы к взаимодействию с сервис-провайдерами в мире и в России на фоне глобальных экономических изменений?

Владимир Шевченко: Глобальные экономические изменения наиболее ярко проявляют себя сегодня двумя факторами. Первый – это консолидация ИТ-игроков. Процессы слияний и поглощений в ИТ-индустрии начались несколько лет назад и довольно быстро стали демонстрировать характерные тенденции. Если первые слияния были просто поглощениями аналогичных бизнесов с целью расширения клиентской базы, то чуть позднее начало четко проявляться стремление к диверсификации в сторону сервисов. Это можно увидеть на примере таких компаний, как IBM и HP. Что касается второго фактора – рецессии - то она стала дополнительным мотиватором как к консолидации, так и к расширению сервисных направлений. Что вряд ли можно считать удивительным, учитывая большую маржинальность сервисов по сравнению с поставкой и дистрибуцией.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS