Обозрение подготовлено

версия для печати
На российском рынке ноутбуков становится все теснее

На российском рынке ноутбуков становится все теснее

Ноутбуки остаются одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского ИТ-рынка. Все наблюдатели «в один голос» продолжают твердить об его огромном потенциале, прогнозируя увеличение объема в ближайшие годы чуть ли не в три раза. В то же время вместе с рынком растет и конкурентная борьба. Уже сегодня лидерам становится на нем все теснее.

Суммарный объем компьютерного рынка в России (т.е. ноутбуков, настольных ПК с учетом самосбора и серверов стандартной архитектуры) превысил в 2007 г. 9,4 млн штук, сообщает ITResearch. Из них в натуральном выражении более 27% пришлось на ноутбуки. По сравнению с 2006 годом объем поставок ноутбуков, по расчетам ITResearch, вырос на 63,9%. В пятерку лидеров вошли (по алфавитному порядку) Acer, Asus, Rover Computers, Samsung и Toshiba. Вместе эти игроки, по мнению ITResearch, контролируют около 75% всех продаж ноутбуков в России «в штуках».

Нужно отметить, что исследовательские агентства расходятся не только в оценках объема рынка и темпов его роста, но и в составе ведущей пятерки игроков. Так, IDC по итогам 2007 г. не включает в нее российского поставщика Rover Computers. По этим оценкам на долю Acer пришлось 31,3%, Asus — 24%, Toshiba — 10%, Samsung — 5,9%, HP — 5,8%, и Dell — 5,1%. При этом рост рынка в целом, по данным IDC, составил 64,5%.

Топ 5 поставщиков на рынке ноутбуков в России 2007

Топ 5 поставщиков на рынке ноутбуков в России 2007

Источник: IDC, 2008

За российский рынок ноутбуков идет все более серьезная борьба. В 2007 году активизировалась Toshiba. В нынешнем году заметные действия предпринимает HP. Все свои шансы закрепиться здесь использует по максимуму Dell. Главное, чтобы вендоры не переоценили емкость российского рынка, не допустили перенасыщения, иначе их ждут большие проблемы.

Компания Toshiba в 2007 году стала зачинщиком настоящей ценовой войны, что привело к росту ее рыночной доли, по разным оценкам, до 10-12%, и есть все основания полагать, что она продолжит ее наращивать и в текущем году. HP также вполне может помериться силами с конкурентами и вырасти в 2008 году до отметки 14-16%. Сложнее придется в этом сражении Dell — хотя бы потому, что российская стратегия развития еще не достаточно выстроена. Что касается китайских поставщиков, то вполне реальный претендент на «жирный кусок» — Lenovo, если ее обещания представить россиянам в сентябре 2008 года новые модели ноутбуков не разойдутся с делом. Как бы то ни было, но более половины всех продаж на отечественном рынке лэптопов пока так и приходятся на «двойку» — Acer и Asus. Судя по всему, отказываться от лидерства на российском рынке они категорически не собираются.

Acer ставит на сервис

Acer — состоявшийся игрок в сегменте мобильных компьютеров и лидерства терять он не намерен. Добившись высот на ноутбучном рынке, компания намерена предпринять экспансию во второй — десктопный — сегмент, не теряя завоеванных позиций в первом. Важной составляющей успеха компании является ее, наконец, отлаженный сервис, осуществляемый через партнера. Авторизованным ремонтником Acer в России является R-Style Service. Выбор вполне разумный — данный сервис-провайдер имеет 15 собственных филиалов в 15 крупнейших городах страны. А сеть его региональных партнеров превышает 120 фирм, что позволяет охватывать практически всю территорию страны. В Acer решили, что клиент достоин того, чтобы ему помогали, вне зависимости от того, где он купил технику.

В то же время до недавних пор логистика запчастей Acer отсутствовала как таковая, что в условиях затяжных русских праздников вело к настоящим завалам неисправной техники на складах партнеров. И не потому, что у аппаратов вендора «хромало» качество, просто возить запчасти было банально некому. Руководство фирмы осознало недопустимость подобного положения и в 2008 году решило таки наладить собственные каналы перемещения запчастей к сервис-центрам.

Динамика доли рынка Acer и Asus, 2004-2007

Динамика доли рынка Acer и Asus, 2004-2007

Источник: CNews Analytics, 2008 (по данным Gartner, IDC, ITResearch)

Asus хочет удвоить выпуск

В планах компании Asustek Computer в текущем году — рывком поднять производство и продажи ноутбуков. В 2007 году было произведено 4,3 млн аппаратов под брендом Asus собственно самой компанией и еще 2,7 млн — по OEM-схеме. В 2008 году производитель намерен нарастить выпуск своей продукции до 7 и 10 млн штук соответственно. Учитывая, что на родине — в Тайване — Asustek Computer считают одной из самых финансово сильных компаний, заявленный скачок вполне может воплотиться в реальность.

Под занавес 2007 года в концерне произошла реструктуризация — производственное направление было отделено от бизнеса и, таким образом, подразделение, занимающееся раскруткой бренда, приобрело самостоятельность. В итоге, компания стала триединой: производственные компании Unihan Technology и Pegatron Technology плюс собственно Asustek Computer. Теперь транснациональные игроки с гораздо большей охотой делают OEM-заказы. При том, что все три компании финансово независимы, стратегически они развиваются с учетом интересов друг друга.

В России 2007 год был для Asus в ноутбучном плане не однозначно успешным. Так, например, компания не успела представить отечественному потребителю новинку — Eee PC — нечто среднее между ноутбуком и КПК. Причинами «неудачи» называют неоправдавшие надежд поставщики батарей, а также опасение, что такой «последний писк», как Eee PC, способен отвлечь внимание клиента от прочих товарных линеек компании, что особенно нежелательно в период «высокого сезона».

Asus стартовал в России со среднего ценового сегмента. Продажи ноутбуков фирмы в данной нише практически удваиваются каждый год. Но концерн имеет амбициозные планы обойти Acer в нижнем ценовом сегменте, и они реальны — если верить IDC, то по итогам прошедшего года обе компании имели в этом секторе практически идентичные доли рынка — 26,5 и 26,9% соответственно. В самой компании не воспринимают это «сражение» как судьбоносное, считая, что для низшего ценового сегмента частая ротация игроков — нормальное явление.

Что до сервиса, то еще в 2006 году Asus акцентировала усилия на открытии собственной логистической региональной службы и расширении региональной сервис-сети. Работа над этим вопросом привела к открытию складов запасных частей в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Положительный эффект от этих событий не заставил себя долго ждать — средний срок доставки запчастей до сервис-центров данных регионов уменьшился до 3-5 дней (против 5-7 дней до открытия складов).

Toshiba пошла в массы

Основными двигателями роста продаж Toshiba стали ориентация компании на массовый сегмент и ее настойчивость и маркетинговая систематичность в достижении поставленных задач. Итог — рост объемов продаж мобильных компьютеров в России в 2007 г. на 50,8% и удержание третьего места на российском ноутбучном Олимпе. Уже на пороге прошлого года продукция компании была представлена на полках всех без исключения электронных ритейлеров — как специализированных компьютерных, так и широкопрофильных торговых сетей.

По темпам роста продаж вендора в регионе EMEA российский рынок — среди лидеров. В 2007 году компания не только наводнила Россию своими ноутбуками, но и реализовала программу поддержки и сертификации партнеров, открыла бесплатный call-центр, а также новые сервисные центры.

В отличие от прежних лет, когда покупателям не гарантировали отсутствие «битых пикселей» на матрицах рядовых (не топовых) аппаратах, ныне потребители имеют право требовать с сервисных центров замены любого ноутбука линеек Tecra, Qosmio и Portege, если будет обнаружен хотя бы один битый пиксель на матрице. В нынешнем году Toshiba намерена занять 15% российского рынка ноутбуков за счет продажи не менее 3,5 млн мобильных компьютеров.

Samsung борется за суб-сегмент

Корейская компания продолжает активное внедрение в сегмент портативных компьютеров. До недавнего времени она делала ставку на торговлю относительно дорогими моделями premium-класса. Однако сейчас тенденция изменилась — Samsung значительно расширила спектр своих мобильных ПК, причем, за счет техники не только среднего уровня, но и нижней ценовой категории.

Что касается блокнотных устройств Samsung, то, как утверждают в концерне, их продажи каждый год увеличиваются в два раза по сравнению с предшествующим годом. Субноутбуки — это тот сегмент, где компания намеревается сохранить лидирующие позиции. Первые блокнотные ПК Samsung появились в России в 2004 году, и уже в 2005 году этот вендор занял здесь четвертую позицию по объему продаж. Во втором полугодии 2006 года фирма ощутила серьезную конкуренцией со стороны производителей недорогих блокнотных компьютеров, а потому серьезно увеличить свою долю в этом сегменте ей не удалось. Тем не менее, в Samsung надеются, что с началом использования в ноутбуках flash-памяти для хранения информации компании удастся изменить ситуацию в лучшую сторону. Единственное «но»: заменить традиционный винчестер flash-памятью пока не представляется возможным — получается очень дорого. Но это только пока.

В России Samsung планирует локализовать мобильные компьютеры. В конце прошлого года компания уже предлагала россиянам приобретать все свои лэптопы с загруженными Abbyy Lingvo, что, по мнению представителей вендора, повышает привлекательность его техники. Не дают покоя Samsung и нужды корпоративных клиентов, запросы которых компания намерена в 2008 г. удовлетворять гораздо активнее.

Сергей Семенов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS