Обзор подготовлен

версия для печати
Рорговое оборудование в России: бизнес ищет эконом-варианты

Торговое оборудование в России: бизнес ищет эконом-варианты

Рынок торгового оборудования пострадал от кризиса значительно сильнее, чем сектор ПО. Изменились приоритеты заказчиков в секторе ритейл, а вместе с ними перестроились и интеграторы. Крупнейшие игроки рынка уверены, что в ближайшее время смогут вернуться к показателям, достигнутым ранее.

По данным Росстата, в 2010 г. оборот розничной  торговли составил 16435,8 млрд руб, что на 12,6% превышает аналогичный показатель 2009 г. (14602,5 млрд руб).

Динамика оборота розничной торговли

Источник: CNews Analytics, Росстат, 2011

В 2011 г. рост рынка ритейл продолжился, оборот розничной торговли в феврале 2011г. приблизился к  1346,2 млрд руб. или 103,3% к соответствующему периоду прошлого года, а в январе-феврале 2011г. – к 2692,3 млрд руб. и 101,9% соответственно.

Как сообщает Росстат, по результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в течение 2010 г. росло число предпринимателей, считающих, что экономическая ситуация постепенно улучшается, однако их доля по-прежнему оставалась невысокой – около 70% респондентов отмечали отсутствие ощутимых изменений на рынке.

Изменение экономической ситуации в розничной торговле

Источник: CNews Analytics, Росстат, 2011

Во II квартале 2011г. примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли и объем продаж в натуральном выражении, четверть предпринимателей - заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть больше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 8% из них планируют повысить уровень торговой наценки – сообщается в бюллетене Росстата.

Торговое оборудование: от падения к росту

Вместе с ростом оборотов розничной торговли увеличились и бюджеты торговых организаций на информатизацию. Однако до полного восстановления рынку торгового оборудования еще далеко - по мнению большинства опрошенных CNews экспертов, его объем еще не достиг уровня 2008 г.

Так, по словам Ирины Макаровой, вице-президента "Атол", "нижний сегмент автономных касс резко сократился еще в 2008 году в связи с отменой ЕНВД, и восстановления рынка в 2010 году не произошло. Сегодня емкость рынка автономных касс составляет 1/10 от того объема, который был, например, в 2007 году. В верхнем сегменте, к которому можно отнести крупные сети, восстановления рынка тоже не произошло. Сейчас объемы в этом сегменте ниже докризисных на 25%. Это показательно видно на кассовом оборудовании и оборудовании автоматической идентификации". "Большинство ритейлеров не вернулось по количеству открытий объектов на докризисный уровень", - соглашается с ней Андрей Лабыцин, коммерческий директор "СМ Трэйд".

Анализируя результаты прошедших кризисного и пост-кризисного года, игроки рынка автоматизации говорят, что в этот период торговые предприятия отказались от замены парка оборудования и сосредоточились на поддержке уже имеющихся систем. "Крупных проектов на поставку оборудования были единицы, и они были связаны с быстрым развитием нескольких сетей. Можно сказать, что крупный ритейл оказался не готов к массовым затратам на переавтоматизацию и сосредоточился на оптимизации расходов на обслуживание существующих систем",- вспоминает Ирина Макарова. "И в 2010 г. все по максимуму использовали уже имеющийся парк оборудования, поэтому серьезно возросла роль сервисных структур системных интеграторов", - продолжает Андрей Долинин, руководитель направления  "Автоматизация торговли" компании "ДатаКрат". "В 2010 году больше стали тратить денег на модернизацию и расходные материалы", - соглашается с ним Андрей Лабыцин.

На рынке появились новые тренды

Кроме того, эксперты отмечают еще несколько трендов, которые сформировались на рынке оборудования для торговых сетей в последние годы. "Произошло изменение положений брендов, - говорит Ирина Макарова.  - Это очень ярко заметно в сегменте оборудования для автоматической идентификации. Наиболее активно менялась структура более доступного по цене сегмента, было выведено несколько брендов с лучшим, чем у конкурентов, соотношением цена-качество: Argox, Pidion, Opticon. Их доля присутствия на рынке серьезно выросла. На сегодняшний день объемы продаж в этом сегменте ниже докризисных всего на 15%. В верхнем сегменте такой динамики нет. Можно сказать, что нижний сегмент окреп, верхний все еще практически заморожен".

"Рынок стал массово переходить на оборудование класса эконом, даже некоторые крупные сети, - считает Андрей Долинин. - А вот решения, позволяющие сокращать издержки бизнеса, были очень востребованы". "Требования к реализации тех или иных проектов со стороны ИТ-подразделений заказчика изменились и, на мой взгляд, будут оставаться такими и дальше, - отмечает Инна Волынец, коммерческий директор группы компаний "Сервис Плюс". - Я имею в виду жесткие требования и контроль за исполнением поставщиком своих обязательств: сроки, бюджет, результаты и удовлетворенность заказчика. Это говорит о том, что финансировать ИТ проекты продолжают, как и раньше, но теперь никто не готов прощать "неудачи" ни собственным ИТ-подразделениям, ни поставщикам решений".

Тем не менее, игроки рынка автоматизации торговых предприятий смотрят вперед с оптимизмом и ожидают появления все новых и новых крупных, интересных проектов в самое ближайшее время. "Кроме потребности в стеллажах и кассовых боксах, есть еще понятие эффективности, и все больше игроков рынка ритейла начинают понимать, что без правильных решений в сфере информационных технологий нельзя победить на рынке, потому что конкуренция усиливается", - говорит Елена Кудрина, исполнительный директор France Informatique & Technologie (FIT). "В 2010 году было заявлено несколько очень крупных интересных проектов, и в 2011 году рынок ожидает открытия по ним тендеров", - продолжает Ирина Макарова.

Наталья Рудычева / CNews

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS