Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Беспроводной доступ не может обойтись без проводов

Беспроводной доступ не может обойтись без проводовКазалось бы, российский рынок беспроводного доступа в интернет вступил в стадию активного развития — налицо и взрывоподобное увеличение числа точек доступа Wi-Fi, и рост числа WiMAX-проектов. Но если копнуть чуть глубже, картина в масштабах всей страны совсем не такая благостная, как ее часто рисуют.

Действительно, прошедший год ознаменован поразительным ростом количества точек беспроводного доступа по технологии Wi-Fi: их количество к концу 2006 г. достигло примерно 8 тысяч, в то время как по итогам 2005 года их насчитывалось всего несколько сотен. 2007 год обещает стать не менее взрывным — число точек доступа может превысить 10 тысяч. Но отмеченный аналитиками взрывоподобный рост во многом обязан главным образом всего одному проекту в Москве — Golden Wi-Fi.

Напомним, что компания «Голден Телеком» внедряет в столице городскую беспроводную Wi-Fi сеть на базе технологии Wireless Mesh, которая состоит примерно из 7 тысяч точек доступа и является самой большой беспроводной сетью в Европе и второй по величине в мире. Среди крупных региональных метрозон стоит отметить проект тольяттинского оператора «Аист», который насчитывает около 160 точек доступа. Указанные выше компании ориентированы, в основном, на стационарных абонентов — «квартирных» и корпоративных пользователей. В то время как «классические» провайдеры услуг на базе Wi-Fi разворачивают хот-споты в общественных местах — кафе и ресторанах, гостиницах, вокзалах и пр. — для «кочующих» пользователей.

Таким образом, CNews Analytics фиксирует изменение структуры рынка беспроводной связи — его деление на «классических» провайдеров и операторов городских сетей. Еще несколько лет назад такое деление было невозможным, поскольку технология Wi-Fi в то время не предназначалась для оказания операторских услуг. Ее основной нишей было построение локальных беспроводных сетей (WLAN) в помещениях — как для корпоративных пользователей, так и в общественных местах (хот-спотах). Изменения произошли по мере развития технологии Wi-Fi и появления соответствующего оборудования. Речь идет, в частности, о технологии ячеистых сетей (Wireless Mesh), которая смогла преодолеть основную проблему Wi-Fi — малый радиус действия.

Конкуренты «Голден Телеком» отмечают, что сеть компании нельзя рассматривать как совокупность хот-спотов. В компании «Комстар ОТС», в частности, считают, что «уличные» базовые станции являются способом организации «последней мили», и эту сеть следует рассматривать как сеть беспроводного широкополосного доступа. Таким образом, по их мнению, Wi-Fi-услуги «Голден Телеком» можно расценивать как альтернативу предложению интернет-провайдеров или домовых сетей, а разница состоит лишь в способе организации услуг на участке «последнего дюйма». Но в любом случае конкуренция между компаниями в сегменте широкополосного доступа в интернет нарастает.

Крупнейшие российские провайдеры услуг на основе Wi-Fi 

Операторы городских сетей (метрозон) Город Число точек доступа Начало коммерческой эксплуатации
1 Голден Телеком Москва 7 000 Февраль 2007
2 Аист Тольятти 160 Апрель 2005
  Провайдеры услуг беспроводных сетей коллективного пользования (хот-спотов)   Число хот-спотов  
1 Яндекс WiFi Москва 248 Май 2004
2 Комстар ОТС Москва 105 Октябрь 2004
3 МТС-Таском Москва 96 Ноябрь 2005
4 РИСС-Телеком Новосибирск 61 Май 2005
5 Квантум С.-Петербург 56 Апрель 2003
6 Стелком Москва 43 Июнь 2004
7 Москомнет Москва 40 Октябрь 2004
8 Энфорта /Netprovodov.Ru Екатеринбург 36 Сентябрь 2004
9 Art Communications Москва 30 Декабрь 2004
10 Танго Телеком Ижевск 24 Январь 2006

Источник: CNews Analytics, февраль 2007

Постепенно от простого наращивания числа хот-спотов операторы переходят к развитию Wi-Fi на основе различных бизнес-моделей, как с получением прямой, так и косвенной прибыли. При этом активность проявляют не только столичные, но и крупные региональные компании. Последних в десятке крупнейших игроков на рынке хот-спотов уже 40%. С другой стороны, в ряде регионов России рынок Wi-Fi просто отсутствует. Некоторые из региональных хот-спотов существуют лишь «на бумаге» (зарегистрированы на сайтах, но реально не работают); в некоторых существуют серьезные ограничения по скорости или объему трафика. Мало хот-спотов в таких «городах-миллионерах» как Нижний Новгород (около 12), Уфа (около 4), Омск (около 4), Казань (около 3) и Волгоград (нет данных).

Тесная ниша

Аналитики почти единодушно рассматривают российский рынок беспроводного широкополосного доступа (БШД), к которому относится, как перспективный, и WiMAX. Объем невелик — по итогам первого полугодия 2006 года аналитики iKS-Consulting оценивали его всего в $33 млн — или примерно 5% от всего интернет-рынка. Зато растет он быстрыми темпами — более 60% за тот же период. 

Число пользователей, подключенных непосредственно к беспроводным широкополосным сетям, за первое полугодие выросло на 8 тыс. и, по оценкам iKS-Consulting, достигло 35 тыс. Агентство Maravedis приводит более оптимистичные цифры. По его данным, по состоянию на начало 2006 года услуги ШБД в России предоставляли более 200 операторов, которые обслуживали порядка 65 тыс. абонентов. Высокая динамика рынка обусловлена как общим высоким спросом на широкополосный доступ в интернет в России, так и относительной неразвитостью проводной инфраструктуры доступа.

В малых и средних российских городах типичный оператор имеет 1-2 базовые станции, причем предоставление услуг радиодоступа не является единственным и главным направлением бизнеса компании. Дополнительно он обслуживает домовые Ethernet-сети и/или предоставляет коммутируемый доступ в интернет. Развитие таких провайдеров, которые имеют от нескольких десятков до двух-трех сотен абонентов, ограничено масштабами города или района. Вместе с тем, в 2006 году стали появляться крупные сети, охватывающие несколько регионов. Наметилась тенденция к консолидации рынка WiMAX — известно несколько фактов поглощения сетей БШД крупными игроками. В качестве примеров можно привести приобретение компанией «Энфорта» контрольного пакета одного из крупнейших операторов беспроводного доступа в Москве и Санкт-Петербурге Art Communications, покупку оператором «МедиаСети» (торговая марка Unitline) ярославской компании «МедиаКом» и др.

Но даже самые крупные операторы сетей БШД имеют относительно невысокие доходы. Лишь 10 компаниям, по данным iKS-Consulting, удалось за 6 месяцев 2006 года заработать на беспроводном доступе более $1 млн. С целом, по предварительным оценкам, в 2006 г. рынок беспроводного доступа вырос более чем на 60% и достиг $80 млн. При этом доля БШД на интернет-рынке в целом выросла почти на 1% и приблизилась к 6%.

Среди потенциально значимых потребителей WiMAX — многочисленные «удаленные» школы, которые должны получить доступ в интернет до конца 2007 года. Теоретически эта технология является  оптимальным решением для всей России, где всегда будут иметься районы, в которых предоставление проводного доступа экономически нецелесообразно.

Наиболее перспективными регионами с точки зрения развития рынка аналитики Maravedis называют Москву, Санкт-Петербург, Самарскую, Свердловскую, Ростовскую области, Татарстан, Краснодарский край, Тюменскую и Челябинскую области и Башкортостан. В Центральном федеральном округе будет сконцентрирована примерно третья часть всех подписчиков. Число корпоративных и индивидуальных абонентов широкополосного радиодоступа, по прогнозам Maravedis, достигнет к 2010 году 867 тысяч. В свою очередь, число пользователей услуг на базе WiMAX составит одну треть от всех пользователей беспроводного фиксированного широкополосного доступа, то есть не более 300 тыс. Примерно 60% частных абонентов WiMAX будут иметь мобильный доступ, в то время как фиксированная версия будет продолжать пользоваться спросом среди больших корпораций, и впоследствии — среди малого и среднего бизнеса.

Стоит ли ждать в России существенного увеличения объемов рынка WiMAX — однозначно сказать нельзя. Среди сдерживающих факторов — сложное государственное регулирование (прежде всего в части получения частот), дефицит частотного спектра, задержка с сертификацией оборудования и пр. Как считают аналитики Maravedis, массовый спрос на услуги ШБД начнется лишь тогда, когда стоимость оборудования на стороне абонента будет в районе $100. До этих пор рынок будет развиваться лишь за счет платежеспособных абонентов — крупных компаний, правительственных структур и богатых индивидуальных пользователей. По итогам 2006 года соотношение в пользу корпоративного сектора против сегмента частных пользователей по объему доходов составляет примерно десять к одному. И самое главное, о чем часто забывают — беспроводной доступ не может активно развиваться при дефиците магистральной емкости проводных каналов связи. Пока в регионах конечный пользователь самой популярной проводной технологии ADSL будет платить по 2 и более рублей за мегабайт трафика, никакой речи о бурном развитии Wi-Fi, WiMAX или любой другой беспроводной технологии в масштабах страны не может быть и речи. В конце концов, все базовые станции подключаются к проводным магистралям, и пока монополисты будут держать высокие цены на аренду каналов, ситуация вряд ли сдвинется с мертвой точки. 

Виталий Солонин / СNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS