Обозрение подготовлено

версия для печати
Русский SaaS для мобильников набирает популярность

Русский SaaS для мобильников набирает популярность

В разработке и продвижении иностранных SaaS не учитываются интересы российской аудитории и качество местной мобильной связи. Кардинально изменить эту ситуацию в нашей стране способно только развитие сетей 3G и 4G. Значительное повышение качества связи сможет создать спрос на SaaS для мобильных устройств отечественного производства, которые станут одним из самых востребованных российских продуктов "облачных" вычислений.

Вряд ли кто-то сомневается в том, что не за горами эра мобильных устройств и планшетов. В условиях  стремительного развития рынка аппаратных решений самые современные серверы и ПК устаревают максимум за год, конкуренция и инвестиции медленно, но верно мигрируют в отрасли виртуализации и облачных вычислений. Эта "гонка высокотехнологичных вооружений" на руку человеку: в обозримом будущем ПК, эти железные "динозавры", исчезнут, их заменят удобные мобильные устройства. Именно за ними будущее, поэтому тема мобильной связи становится одной из центральных в разговоре о российском телекоме.

Вместе с развитием 3G и 4G существенно изменятся технологии коммуникаций между отдельными людьми и целыми корпорациями. Собственно, это происходит уже сейчас. Например, в России становится популярным сервис Rememberthemilk, с помощью  которого можно эффективно планировать свое время. Важно, что  приложение имеет русскоязычный интерфейс и интегрировано во все популярные социальные сети, почтовые сервисы и офисные приложения: Twitter, Facebook, Google. Корпоративных клиентов привлечет в сервисе тесная интеграция с Google Docs. Задачи, поставленные в  Rememberthemilk, отражаются в Google-календаре и наоборот: можно ставить себе задачи в сервисе через другие приложения: к примеру, из Twitter – в Rememberthemilk. Сервис поддерживают все современные  мобильные устройства: Apple iPhone, Android, Blackberry. Частных пользователей наверняка привлечет простейшая бесплатная версия сервиса, а корпоративные заказчики, возможно, захотят  приобрести расширенный пакет.

Еще один удобный SaaS для мобильных устройств – Mindmeister.com. Основу сервиса составляет работа с мыслительными или интеллект-картами. Этот сервис также русифицирован и доступен для бесплатного скачивания, однако он в большей степени ориентирован на решение корпоративных задач: коллективного "мозгового штурма", фиксации результатов дискуссий и планерок для дальнейшего развития идей и эффективного анализа.  Если для работы потребуется более трех мыслительных карт – услуга будет платной. Этот корпоративный SaaS тоже прекрасно интегрирован с офисными веб-приложениями и социальными сервисами, а также современными аппаратными платформами. 

SaaS для мобильных устройств в мире, 2010

Источник: "Оверсан-Скалакси", 2010

Говоря об офисных приложениях для мобильных устройств, стоит упомянуть о двух популярных SaaS, которые успешно завоевывают аудиторию российских корпоративных пользователей: Salesforce.com и Zendesk.com. Оба сервиса позволяют решать очень широкий спектр рабочих задач, они хорошо интегрированы в другие популярные приложения. Немаловажно, что, покупая эти SaaS, можно получить доступ к приложениям для своих мобильных устройств. Многие из этих сервисов действительно удобны, но периодически при работе с ними на российские пользователи остаются недовольны.   

В ожидании "облаков"

Очевидно, что в разработке западных SaaS не учитываются интересы российской аудитории и качество местной мобильной связи. Зачастую не работающие или работающие некорректно, не в полной мере опции западных мобильных приложений и невысокое качество связи пока не обеспечивают российским пользователям реального удобства в общении с мобильным устройством. 

Кардинально изменить эту ситуацию в нашей стране способно только развитие сетей 3G и 4G. Только значительное повышение качества связи сможет создать  спрос на SaaS отечественного производства для мобильных устройств. И тогда эти приложения станут одним из самых востребованных российских продуктов "облачных" вычислений, решая весь спектр задач как корпоративного, так и частного пользователя.  

Социальные сети и развитые приложения к ним обеспечат лояльность пользователей к этим сетям. Практически все нужные опции для работы и досуга пользователь сможет получить в рамках масштабного социального сервиса или пакета мобильных приложений. Для его получения потребуется только качественная связь, так как все эти сервисы станут  "облачными": не потребуется ни специализированного ПО, ни дополнительного оборудования кроме привычного мобильного устройства. Развитие мобильной связи сформирует спрос на отечественные мобильные приложения. Российский  разработчик, обеспеченный платежеспособным спросом, начнет выпускать новые оригинальные приложения для российского рынка. Не нужно объяснять подробно, какими инвестициями и прибылью обеспечит этот рыночный сегмент российскую экономику в целом и в особенности ИКТ. Большинство россиян, включая детей школьного возраста, имеют как минимум одно мобильное устройство. Играми, офисными программами, социальными сетями пользуются буквально все, поэтому емкость и обороты этого потенциального рынка огромны.

Тем не менее пока 3G, постепенно охватывая Россию, до сих пор не внедрилась в столице – российском центре развития мобильного интернета. Здесь качество связи не в состоянии обеспечить полноценный просмотр мультимедиа и загрузку многофункциональных сервисов с мобильных устройств. И это при том, что, по данным последних опросов общественного мнения, не менее половины населения России давно перестало воспринимать мобильное устройство как телефон и использует его именно как многофункциональное устройство. Очевидно, что эта динамика сохранится, и совсем скоро покупать мобильный только ради общения по телефону будут единицы. Поэтому развитие SaaS для мобильных устройств должно стать для российского ИКТ одной из приоритетных задач. В России уже работает несколько небольших стартапов, которые пытаются делать подобные приложения. Отечественными разработчиками уже реализован ряд геосервисов, они работают в Apple iPhone, аппаратах семейства Android, частично на Windows Mobile. Но в целом рынок отечественных мобильных сервисов даже не готов к старту. Современная связь в России не выдержит нагрузки, которую обеспечивают полноценные мобильные офисы или коллективные игры.

Западный пример

Западный рынок обеспечен значительно лучшим качеством связи. Поэтому он буквально наводнен разнообразными приложениями для мобильных устройств. Высокое качество связи дало импульс к развитию как самих аппаратных платформ, так и разнообразных приложений к ним (яркий пример – Blackberry: мобильный SaaS для корпоративного сектора с очень высокой степенью защищенности каналов связи от атак и несанкционированного вторжения). Активно развивают направление корпоративного SaaS для мобильных устройств  Microsoft,  Google и другие крупнейшие игроки.

В России эти и другие западные веб-сервисы популяризует компания Softline, предлагая компаниям адекватную замену софтверным коробочным решениям. Среди российских компаний продуктами SaaS выделяется разработчик QSoft. Правда, пока у компании нет SaaS для мобильных устройств. До сих пор, к сожалению, российские разработчики в основном делали приложения только для западных мобильных устройств. Из-за низкого качества и медленного проникновения мобильной связи в регионы, отсутствия в стране развитых сетей поколения 3G и 4G, спроса на их услуги в России практически нет. При этом обделенными российским предложением оказываются как частные, так и корпоративные заказчики, напрямую заинтересованные в таком продукте, ведь местные разработки будут удобнее и дешевле для россиян.  

В итоге проблема с качеством связи серьезно тормозит развитие рунета в целом. Страдают целые отрасли интернет-предпринимательства, недополучающие клиентов и инвестиции, такие как электронная торговля, мультимейдийные многофункциональные проекты с большой нагрузкой.

На западе продажи в сети давно осуществляются в мобильных приложениях, в России же эти технологии только начали развиваться. Между тем у электронной торговли в рунете отличные перспективы. Значительный процент заказов таким сетям обеспечат именно пользователи мобильных устройств. В том числе поэтому России так нужны отечественные SaaS для мобильных. Они максимально облегчат процесс продажи и покупки товаров и услуг.   

Важны и другие ниши российского интернет-рынка, приток проектов в которые обеспечит именно высокое качество мобильной связи. Не только торговля, но любой бизнес в рунете с развитием российского ИКТ станет профильной целевой аудиторией поставщиков облачного сервиса IaaS. В первую очередь в IaaS будут нуждаться сами разработчики приложений для мобильных платформ.   

Новый импульс

Очевидно, что SaaS для мобильных устройств будет пользоваться  практически все население России, но спрогнозировать нагрузки на приложения в определенные часы ни аналитики, ни сами разработчики не смогут. Поэтому такие приложения перестанут  размещать на традиционных хостинговых площадках. Отсутствие автоматического масштабирования ресурсов в традиционном хостинге не  способно удовлетворить постоянно меняющиеся потребности приложения, которое одновременно может начать или закончить (к примеру, в ночное время) обслуживать миллионы пользователей.  Технологии IaaS обеспечат поставщикам приложений для мобильных устройств услуги по требованию и оплату по факту.

Таким образом, развитие мобильной связи станет драйвером роста не только для отечественного рынка мобильных приложений, но и импульсом для активного развития отечественного рынка "облачных" вычислений. С развитием каналов связи "тонкое горлышко", не дающее сервисам проникнуть в мобильные устройства, будет "разбито", каналы станут широкими и смогут доставить на самый простой мобильный телефон сложные многофункциональные сервисы. По оценке "Оверсан-Скалакси", 50% этого рынка сервисов составят приложения для досуга массового потребителя: прежде всего речь идет о коллективных играх – чрезвычайно привлекательном направлении для инвестиций. Прибыль от сервисов развлечений будет стремительно расти с развитием мобильного и широкополосного доступа. Остальные 50% рынка SaaS для мобильных устройств поделят между собой сервисы для общения и офисные приложения для корпоративных клиентов.

По оценкам аналитиков, резкого скачка качества связи в России стоит ожидать не ранее, чем через три года. Рынок начинает приходить в себя после кризиса, необходимы значительные инвестиции в модернизацию сетей и строительство новых. Осталось дождаться этого времени и по возможности запастись инвестициями и оригинальными идеями для открытия своей площадки в рунете. Российский сегмент всемирной паутины и сейчас привлекателен для развития бизнеса, но с развитием мобильного интернета, этот бизнес станет действительно высокомаржинальным.

Дмитрий Лоханский

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS