Обозрение подготовлено

версия для печати

Сотовая связь проникла в Питер на 150%

Сотовая связь проникла в Питер на 150%

Проникновение сотовой связи в Петербурге уже давно превысило 100%. В этих условиях темпы прироста абонентской базы постоянно снижаются, а доли рынка, которые занимают местные игроки, практически не меняются. Рынок уже насыщен, и цена не является главным критерием при подключении.

По данным AC&M Consulting, общее число зарегистрированных SIM-карт в Петербурге с января по октябрь увеличилось с 8,804 млн до 9,441 млн, или на 7,2%. За аналогичный период прошлого года прирост составил 13,5% — с 7,594 млн до 8,618 млн. Таким образом, налицо почти двукратное снижение темпов прироста, что неудивительно, ведь процент проникновения сотовой связи в Северной столице уже давно перевалил за 100. На конец октября он составляет 148,9%.

В абсолютных числах наибольший прирост абонентской базы за январь-октябрь 2007 года среди GSM-операторов был у «Билайна» — 250 тыс., наименьший — у МТС — 52 тыс. По данным AC&M, у «Скай Линка» абонентская база уменьшилась на 14 тыс. человек, однако в самом операторе утверждают, что в течение всего указанного периода число их абонентов оставалось постоянным, незначительно колеблясь около цифры в 190 тыс. человек.

Лидерство «Билайна» по абсолютному приросту абонентской базы можно объяснить высокой маркетинговой активностью оператора. У МТС же снизились показатели абонентской базы в Петербурге. Спад случился у оператора с января по май. В компании его объяснили тем, что было произведено закрытие контрактов абонентов, которые не пользуются сотовой связью более 6 месяцев. «Мы заинтересованы в абонентах, которые активно пользуются услугами связи, и не собираемся искусственно раздувать абонентскую базу», — сообщили в пресс-службе оператора.

Рост абонентской базы сотовых операторов Петербурга в 2007 году

Рост абонентской базы сотовых операторов Петербурга в 2007 году

Источник: AC&M Consulting, 2007

На рынке считают, что в январе-мае МТС терял нерентабельных абонентов, которых компания сначала сама же себе и создала. «В прошлом году после назначения Леонида Меламеда на пост президента МТС компания начала активно продвигать свои услуги на рынке. Видимо, была поставлена задача быстро улучшить показатели, в том числе и по абонентской базе. Это было достигнуто путем предложения интересных тарифов и активной рекламной кампании. Когда же на рынке появились более дешевые тарифы от других операторов, тогда и начался отток «прельстившихся» предложениями МТС конца прошлого года», — поясняет CNews один из участников рынка.

Отток абонентов вызвал кадровые изменения в питерском МТС. В компанию пришли Дмитрий Денисов и Дмитрий Панфилов, которые занялись работой с дилерскими сетями и другими партнерами. Оба они ранее работали на аналогичных позициях в Tele2 — операторе, которому удавалось весьма активно привлекать новых абонентов. Кадровые изменения пошли компании на пользу — в июне отрицательная динамика была преодолена.

Сотовый рынок Петербурга, октябрь 2007

Сотовый рынок Петербурга, октябрь 2007

Источник: AC&M Consulting, 2007

Отток абонентов не миновал и двух других операторов «большой тройки» — «Билайн» и «Мегафон». У последнего снижение абонентской базы на 43 тыс. человек было зафиксировано в июне. Тогда участники рынка связали это с возникшей напряжённостью в отношениях между компанией и сотовыми ритейлерами, на которых приходится подавляющая часть подключений. Однако ее удалось преодолеть, и с июля по октябрь динамика подключений была положительной.

У «Билайна» наиболее значительный отток был зафиксирован в августе и сентябре — за эти два месяца оператор, согласно данным AC&M, потерял 44 тыс. абонентов. Источник CNews в одном из сотовых операторов сообщил, что у «Евросети» и «Ультры» на тот период был заключен контракт с МТС, поэтому они продвигали только его, за счет чего падали подключения других операторов. Очевидно, что МТС всеми силами старалась компенсировать отток абонентов в начале года, поэтому активизировала свою деятельность по сотрудничеству с дилерами.

Данный факт хорошо иллюстрирует степень влияния договоров о продвижении между сотовыми операторами и ритейлерами на рост абонентской базы. Как рассказал CNews директор по маркетингу сети «Телефорум» Кирилл Эгов, каждый ритейлер имеет договор с одним-двумя сотовыми операторами, на продвижение которых он бросает все усилия и от которых получает за это гонорар. По статистике «Телефорума», суммарная доля таких операторов при подключении в салонах сети составляет 80%. «После того как ритейлер перестает продвигать оператора, его доля в подключениях падает в разы», — отмечает г-н Эгов.

Новые абоненты — кто они?

В апреле этого года «Билайн» презентовал сделанное по его заказу компанией Bojole исследование структуры прироста абонентской базы GSM-операторов. Как оно показало, среди вновь подключившихся абонентов у «Билайна» и «Мегафона» доля мужчин и женщин равна, а вот у МТС и Tele2 мужчины преобладают (62% и 61% соответственно).

Любопытно, что у всех операторов примерно одинакова доля тех абонентов, у кого SIM-карта зарегистрирована на другое лицо (от 29% у МТС — до 33% у «Билайна»). При этом у 12% абонентов «Билайна», 15% — «Мегафона», 17% — МТС, 20% — Tele2 счета оплачивают другие лица. Из них от 1% у Tele2 до 4% у МТС составляют работодатели. 2%, подключившихся к Tele2, прекратят пользоваться номером, когда закончатся деньги на счету, а 17% — когда уедут из города. У МТС — 4% и 11%, «Билайна» — 4% и 1%, «Мегафона» — 10% и 2%. Аналитики предполагают, что абоненты, которые собираются отказаться от SIM-карты оператора, когда покинут регион, являются в основном гастарбайтерами, выбирающими Tele2 как наиболее дешевого оператора.

По данным исследования, наиболее высока доля людей с низким доходом у «Билайна» — 48%. 39% — у Tele2, 41% — у «Мегафона», 30% — у МТС. При этом низкая стоимость звонков является основной для 50% подключившихся к Tele2 и 37% — к «Билайну». То, что «Билайн» лидирует по числу абонентов с низким доходом, несколько неожиданно, так как традиционно считается, что «низкобюджетные» потребители выбирают Tele2.

«Люди, которым нужна приемлемая связь за хорошие деньги, часто выбирают «Билайн», так как у него зона охвата больше, чем у Tele2. В свою очередь, Tele2 часто берут в качестве второй SIM-карты и пользуются ею, находясь в зоне покрытия оператора. Также, по нашим наблюдениям, люди часто берут «Мобильную безлимитку» у компании «Скай Линк» для звонков на мобильные номера и Tele2 для звонков на городские», — комментирует эти данные аналитик Денис Кусков.

Позиционирование Tele2  как бюджетного оператора привело к тому, что у него наибольшая доля абонентов в возрасте до 19 лет (48%). Для остальных операторов этот показатель колеблется от 27% у МТС и 29% у «Мегафона» и 37% у «Билайна». Среди абонентов, выбравших «Мегафон», наиболее велика доля тех, для кого важны зона покрытия и качество связи. 38% подключившихся к оператору назвали этот параметр главным при его выборе. И это не удивительно, ведь «МегаФон» дольше всех присутствует на рынке Северо-Запада. Аналогичный параметр оказался важен всего для 3% абонентов Tele2, 13% — «Билайна» и 31% — МТС.

Ценовая война снова объявлена

Осень ознаменовалась ценовыми войнами между МТС и Теле2. В сентябре МТС ввел тариф «Супер первый», в рамках которого в Санкт-Петербурге звонки на все мобильные тарифицируются по следующей схеме: первая минута — 1,15 руб. (после 31 октября — 1,75 руб.), вторая минута — 1 руб., третья и далее — 0,15 руб. Более того, на новом тарифе цена разговора, который продолжается более двух минут, ниже цены интерконнекта между операторами. Таким образом, оператор ввел самое дешевое на тот момент предложение на питерском рынке, чего не случалось с самого момента прихода МТС на Северо-Запад — в конце 2001 г. Данным шагом МТС вышел в нишу Tele2, который всегда позиционируется, как самый дешёвый оператор.

В МТС подчеркивали, что «введение тарифа не вызвано стремлением увеличить абонентскую базу». Тем не менее, можно предположить, что этот шаг — ещё одна мера для компенсирования оттока абонентов в начале года. Тариф «Супер первый» введён в МТС по всей России и везде стоимость третьей и последующих минут — 15 копеек, различаются только стоимости первой и второй минуты — и в Петербурге они для этого тарифа если не самые низкие, то одни из самых низких. В пресс-службе компании сообщили, что на данный момент этот тариф является наиболее популярным на массовом рынке. Эту информацию Cnews, кстати, подтвердили и сотовые ритейдеры.

Оператор Tele2 не стал бездействовать, и для подтверждения слогана «всегда дешевле» в середине октября ввёл тариф «Страйк». На новом тарифе Tele2 стоимость первой и второй минуты разговора при звонках на мобильные и городские телефоны составляет 1,05 и 0,75 руб., а все последующие — по 5 копеек в минуту. Тимофей Ващилин, коммерческий директор петербургского филиала Tele2, подтвердил, что новый тариф оператора вызван именно «Супер первым» МТС. «Мы следим за предложениями, появляющимися на рынке, и гибко адаптируемся к новым условиям. Это основа философии и маркетинговой стратегии — ценовое лидерство и гибкость по отношению к рыночной ситуации», — заявил г-н Ващилин.

Последним эпизодом данной ценовой войны было снижение с 14 ноября  компанией МТС цены третьей и последующей минуты на тарифе «Супер первый» с 15 до 8 копеек. Однако это временная акция, которая будет действовать до 31 января 2008 года.

Коммерческий директор «Билайн Северо-Запад» Евгений Пепеляев отметил, что его компания не планирует каких-то ответных инициатив: «У «Билайна» вполне адекватные тарифы на связь. Сейчас мы находимся в нише предоставления качественной связи по адекватной цене, и нас она устраивает». «Мегафон Северо-Запад» традиционно является самым дорогим оператором региона (в то время как у Билайна и МТС ARPU составляет $8-$9, у «Мегафона» он около $14) также пока никак на ценовую войну не отреагировал.

Что касается «Скай Линка», то у этого оператора самый большой ARPU в регионе — $46,53. Объясняется это двумя причинами — на первоначальном этапе своего существования компания привлекала к себе абонентов самыми дешёвыми безлимитными тарифами, а затем репозиционировала себя как поставщика быстрого мобильного интернета. Поэтому вступать в ценовые войны в нише передачи голосового трафика оператору бессмысленно.

По состоянию на конец октября можно констатировать, что несмотря на вышеописанные события, ситуация на рынке не изменилась. Доли рынка остались прежними, меняясь в рамках статистической погрешности максимум на 1%. Возможно, хотя и маловероятно, что на перераспределении долей рынка как-то скажутся ценовые войны. Рынок уже насыщен, и цена не является главным критерием при подключении — иначе Tele2 давно бы уже стал лидером. В 2008 году следует ожидать дальнейшего снижения прироста абонентской базы, как минимум в два раза. Но ближе к концу следующего года фактором, который может повлиять на пререраспределение долей, вероятно, станет развертывание GSM-операторами сетей 3G.

Даниил Иванов / CNews. Северо-Запад

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS