ИТ на службе транспорта: на что способен монорельс
В современном городе транспортная проблема является одной из основных. Решать ее пытаются по-разному, используя для этой цели различные устройства и технологии от оснащенных GPS парковок до интеллектуальных светофоров и новых видов транспорта. Особенно продуктивной в этом смысле является идея монорельсовых дорог, реализация которой уже начата, но пока еще далека от совершенства.
Человечество задыхается от выхлопов транспорта, пробок и шума. Это - обратная сторона медали глобальной урбанизации. Но, вопреки всем неудобствам, большинство автолюбителей не представляют свою жизнь без ежедневного передвижения на личном транспорте.
Отчасти выходом из сложившейся патовой ситуации является монорельс. Он давно известен, однако как массовый общественный вид транспорта монорельс покрывает незначительное городское пространство. Некоторые проекты монорельса даже были убыточными. Тем не менее, именно монорельс заслужил репутацию транспорта будущего.
Монорельс будущего
Дизайнеры и инженеры не оставляют попыток придумать решение транспортной проблемы. Конечно, не все из их идей будут реализованы в действительности. Тем не менее возможно, что за ними так или иначе – будущее.
Калифорнийская компания Unimodal Systems предлагает разработку нового способа индивидуального передвижения, который интегрирован в систему городского общественного транспорта. По словам создателей, транспортные устройства, именуемые Sky pod, просты в производстве и эксплуатации. Пассажирские "вагонетки" удерживаются на монорельсе магнитным полем, не касаясь его, что исключает трение, а значит, уменьшает амортизацию и шум. При этом скорость передвижения с тремя людьми на борту может доходить до 240 километров в час. Пассажиру достаточно подняться на специальную платформу, сесть внутрь и ввести данные конечного пункта. Единая информационная структура сама определит оптимальное время и выберет путь с учетом загруженности линий.
Для апробации в тестовом режиме компания предлагает построить линии, соединяющие аэропорты и вокзалы с густонаселенными районами городов. И после определения выгоды приступить к покрытию мегаполисов сетью воздушных рельс. При этом инженеры уверяют, что в разработке SkyTran используются только существующие технологии, что значительно экономит средства проекта.
Сходную идею развивает и дизайнер Дэйв Оусэн (Dave Owsen) в своем проекте Community Transit. Вместо вагонов в его системе запланированы небольшие кабинки не более чем на четырех человек. С помощью сенсорных панелей пассажир указывает пункт назначения, и система подбирает оптимальный маршрут. С помощью Community Transit можно также доставлять грузы. Двери кабинок предполагается использовать как солнечные батареи, напылив на них прозрачные фотоэлементы.
Двигатели монорельса, придуманного компанией Tubular Rail, расположены в отверстиях бетонных опор, через которые он проходит. Поочередно включаясь, электродвигатели перемещают состав от одной опоры к другой, длина поезда при этом больше расстояния между двумя опорами, и он просто лежит на приводах двигателей.
Такая конструкция надежна, т.к. один вышедший из строя двигатель может быть компенсирован другими. К тому же она дешевле обычного монорельса, занимает мало места и меньше шумит. Однако для такого поезда сложно строить поворотные круги и депо. Кроме того, компания пока не нашла инвесторов для воплощения своей идеи в жизнь.
Компания Iosa Ghini Associati разработала Energy Belt - монорельс на солнечных батареях для Болоньи, Италия. Линия монорельса соединит центр города с аэропортом. Также он будет служить и для других целей – вдоль монорельса будет проложена дорожка для пешеходных прогулок и система солнечных батарей, от которой он будет питаться. Energy Belt будет проходить на высоте 7 – 25 метров, на расстоянии около пяти метров друг от друга его будут поддерживать узкие опоры.
Монорельс сегодня
Надо признать, что на данный момент успехи монорельса отнюдь не впечатляют.
Крупнейшие монорельсовые дороги мира, 2008-2010
Страна, место эксплуатации | Длина (км) | Кол-во станций | Пассажиропоток (сутки) |
Токио, Ханеда | 17,8 | 10 | 300 тыс. |
Япония, Тама | 16 | 19 | 120 тыс. |
Китай, Чонгкинг | 19,1 | 18 | 85 тыс. |
Япония, Осака | 23,8 | 18 | 77 тыс. |
Германия, Вупперталь | 13,3 | 20 | 72 тыс. |
Индонезия, Куала-Лумпур | 8,6 | 11 | 45 тыс. |
Япония, Чиба | 15,5 | 15 | 40 тыс. |
Япония, Нага (Окинава) | 12,8 | 15 | 35 тыс. |
Япония, Китакьюсу | 8,8 | 13 | 31 тыс. |
США, Лас Вегас | 6,3 | 7 | 30 тыс. |
Япония, Сонан | 6,6 | 8 | 30 тыс. |
Австралия, Сидней | 3,6 | 8 | 30 тыс. |
Москва | 4,3 | 6 | 12 тыс. |
Источник: CNA, 2010
Если сравнивать линии монорельсов с другими видами общественного транспорта, то с учетом пассажиропотока в час и стоимостью самих дорог, они являются скорей проектами престижа, чем функциональными транспортными средствами. Пассажиропоток среднего городского автобуса составляет порядка 8 тыс. пассажиров в час. Метро – 60 тыс. Отсюда вывод: тема монорельса в мире не открыта. При этом на сегодняшний день монорельсы присутствуют практически на каждом континенте, за исключением Антарктиды.
В Азии, по причине недостатка свободной территории на земле монорельс пользуется спросом. Самая загруженная и окупаемая линия на сегодняшний день это монорельс в Токио, Ханеда. Он работает без сбоев с момента открытия и соединяет аэропорт Ханеда с Железнодорожной станцией Хамамацуко. Средняя скорость движения составляет 45 км/ч. Побыстрее монорельс Тама Тоши, скорость которого составляет 65 километров в час.
В Европе, так же как и в Австралии, монорельс, можно сказать, не прижился. За исключением Германии, остальные страны используют его только в качестве развлекательных либо экскурсионных маршрутов. Исключение составляет монорельс в немецком городе Вупперталь, основанный в 1901 году. Это старейшая подобная линия в мире. Средняя скорость поезда составляет 60 километров. Американцы также используют монорельсовые дороги для развлечения. Так, самый крупный монорельс в Штатах проходит через парк Диснейленд.
Московский монорельс был открыт в 2004 году в экскурсионном режиме. По линии курсировало 2 состава, и работало 2 станции. В 2006 году произошла первая авария — возгорание электрооборудования между секциями состава. Поезд отбуксировали в депо, никто не пострадал. В последствии, из-за проблем с электропроводкой, ввод в эксплуатацию в полном режиме был отложен до 2008 года. В момент пуска на линию вышли 6 поездов. Интервалы на линии в транспортном режиме составляют от 6 минут 55 секунд до 20 минут 45 секунд. Полный круг состав проходит за 41 минуту 30 секунд.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2322