Статья

Из грязи в князи: как правительство Британии стало электронным

Цифровизация Большие города Инфраструктура

Россия едва ли не на первом месте среди стран Европы по числу нареканий руководства в отношении формирования электронного правительства. Но вот рейтинг его реализации у нас существенно ниже. В то же время лидеры по внедрению новых технологий в государственном управлении продолжают наращивать потенциал. Великобритания готовится создать новый порядок для "старого света". Полный текст статьи опубликован в апрельском номере журнала CNews.

"Оцифровке" Соединенного Королевства посвящен представленный летом 2009 года в парламент страны доклад Digital Britain ("Цифровая Британия"). Документ, разработанный департаментами культуры, СМИ и спорта, бизнеса и инноваций, описывает основные цели, задачи и приоритеты развития всех аспектов информационного общества в Великобритании. Электронному правительству посвящена одна из глав. По данным Global E-Government Survey 2010, во всемирном рейтинге готовности стран к использованию технологий электронного правительства, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, Соединенное Королевство заняло четвертое место среди 192 стран. К слову, Россия в этом списке находится на 59 позиции.


Процесс формирования электронного правительства в Британии запустил Тони Блэр

Несмотря на очевидные успехи, в туманном Альбионе не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать элементы электронного правительства. Трудно поверить, но в середине 90-х годов прошлого века страна признавала себя отстающей среди развитых государств по уровню готовности к информационному обществу.

Электронизация по Блэру

Считается, что фигурой, изменившей ход событий, стал премьер-министр Тони Блэр. В 2000-х началась новая концептуальная работа. Блэр добился увеличения расходов бюджета на создание необходимой инфраструктуры, принятия поддерживающих нормативных актов и ускорил процесс с помощью такого близкого России административного ресурса. Это сработало. Была создана специальная комиссия при Кабинете министров, координировавшая всю работу, утверждены важные законопроекты E-commerce act и E-signature act.

Надо отметить отличие английского правопорядка от того, который существует в России. Общая система права Соединенного Королевства основана на судебных прецедентах, складывающиеся традиции и практика влияют на правоприменение. В этой связи оборот электронной цифровой подписи не является для Великобритании камнем преткновения, она признается разными учреждениями. Действующие редакции законов не подчеркивают монополию бумажного документооборота, вследствие чего существует большая свобода использования электронных аналогов.

Специалисты инвентаризировали все государственные услуги. На тот момент их насчитывалось около 250. Труднее было взаимодействовать с муниципалитетами. Как и в России, они независимы от органов федеральной власти, и обязать их осуществлять формальные действия оказалось сложно.

Главным было названо построение модели, ориентированной на потребности граждан и бизнеса. Люди накопили уже достаточно опыта непосредственного взаимодействия с государственными структурами: стояли в очередях, собирали документы, обращались в разные инстанции. Поэтому представить им знакомую схему в интернете было обреченным на провал шагом. Этим и объясняются слишком низкие показатели первого этапа внедрения информационных технологий. Получилось так, что движение к оптимизации было вызвано политическими мотивами избранного руководства и лишь потом все заметней начала становиться экономическая выгода. В стране, где 80% населения пользуется интернетом, это, бесспорно, важный стимул.

Новая система ставила целью организовать сервисы правительства так, чтобы это было удобно гражданам. Интернет должен был стать средством, перестраивающим методы работы и организацию государственных ведомств. Период, когда на сайтах публиковалась только информация о работе публичных служб, был не интересен британским подданным. Привычные бюрократические проволочки, описанные на интернет-страницах, не привлекали их внимания. В стране 18 федеральных министерств, существуют также региональные органы власти и около 300 органов местного самоуправления.

Разработчики единого портала государственных услуг Великобритании сформулировали новый тезис, на котором базируются сегодняшние инновации. От "правительства в интернете" следует переходить к "правительству из интернета". Разрозненные государственные интернет-ресурсы стали объединять. За последние годы были закрыты около 1 тыс. дублирующих сайтов органов власти из 4 тыс. существовавших. Для стимулирования спроса на новые сервисы пришлось пойти на беспрецедентные меры: внести поправки в законодательство, обеспечивающие налоговые льготы для тех, кто осуществляет обязательные платежи в электронном виде. Для граждан скидка составила 10 фунтов, для бизнеса – 150. Кроме того, существуют расходы и на пропаганду, включающую участие звезд шоу-бизнеса. Объединяющей идеей "правительства из сети" стало обеспечение предоставления государственных услуг онлайн. На сегодняшний день удалось сделать доступными в электронном виде 75% сервисов.

Централизация по Microsoft

После того, как развитие информационного общества вошло в число приоритетов правительства Тони Блэра, техническое решение было выбрано не сразу. Три года продолжались эксперименты. В 2001 году начал эксплуатироваться правительственный шлюз (gateway), разработанный компанией Microsoft, который централизовал несколько крупных блоков правительственной архитектуры в интернете. Данная технология существует уже девять лет, но финансируется и активно функционирует последние два года. После этого и начался плавный дрейф страны из двадцатки в лучшую пятерку.

Занимательный факт состоит в том, что компания Microsoft еще в 2004 году выиграла тендер у Росинформтехнологий на разработку концепции единой архитектуры электронного правительства. Решения Microsoft для России базировались на опыте Великобритании, где наступила кульминация их внедрения. Президент Microsoft в России Николай Прянишников, комментируя насущные потребности страны в формировании электронного правительства, обозначил три основных задачи, которые способна решать Microsoft. Это маршрутизация всех электронных сообщений, связанных с организацией межведомственного взаимодействия, в том числе при оказании государственных услуг в электронной форме гражданам и юрлицам; подключение информационных систем отдельных ведомств к единой инфраструктуре электронного правительства за счет использования специализированных адаптеров интеграции; регистрация и авторизация для получения государственных услуг.