Государственная Дума РФ Комитет Государственной Думы по охране здоровья

Александр Чухраев: Деньги в руках плохого руководителя — это большая неприятность, чем их отсутствие

Александр Чухраев

О задачах, стоящих перед приоритетным национальным проектом «Здоровье», сложностях, возникающих в процессе его реализации и мерах, которые необходимо предпринять для успешного внедрения ИКТ в этой области, рассказал в интервью CNews Александр Чухраев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья

CNews:    В соответствии с Программой социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годы одной из приоритетных областей использования ИКТ является система здравоохранения. Какие задачи, стоящие перед приоритетным национальным проектом «Здоровье», планируется  решить путем широкого использования достижений информационных и коммуникационных технологий?

Александр Чухраев:  13 июня 2006 года в Государственной Думе было проведено заседание «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение развития информационных технологий в медицине. Настоящее и будущее». При его подготовке мы определили ряд вопросов,  обсуждение которых затронуло практически все направления информатизации здравоохранения.

Учитывая стремительное вхождение ИКТ  практически во все сферы общественного развития, совершенно очевидным стал  тот факт, что реализация приоритетных национальных проектов, реформирование системы здравоохранения  и социальной поддержки населения невозможны без широкого активного использования информационных технологий. Наше здравоохранение всё более и более становится, если можно так выразиться, ИКТ-зависимым.

С одной стороны, информационные технологии  представляют и врачам, и пациентам качественно новые возможности, с другой стороны, порождают проблемы, связанные с необходимостью применения сложных систем защиты информации, жёсткой регламентации обмена конфиденциальными данными, обеспечения  гарантий достоверности тех сведений и клинических рекомендаций, которые были получены с помощью телекоммуникаций.

Поэтому, в условиях активного внедрения в здравоохранение современных компьютерных, информационных, телекоммуникационных технологий чрезвычайно актуальными становятся вопросы правового регулирования информационной деятельности и обмена данными.

CNews: Какие области здравоохранения вы считаете наиболее проблемными?  Какие информационные системы необходимо разработать и внедрить в первую очередь?

Александр Чухраев:  Думаю, на сегодняшний день задачи информатизации в системе здравоохранения должны быть сфокусированы на двух первоочередных объектах: это пациент и врач — все остальное должно быть вокруг них. К сожалению, пока что многие программы ориентированы на системы учета/отчета, что тоже, безусловно, необходимо. Но основная задача, которую мы ставим во главу угла, пока не создадим и отладим всю систему, состоит в том, чтобы облегчить жизнь пациенту и облегчить жизнь врачу.

Облегчая жизнь пациенту, то есть, применяя новые современные технологии, в том числе и информационные, мы должны улучшить диагностику, помочь людям следить за состоянием здоровья, оказывать качественную и своевременную медицинскую помощь. А для врача мы должны создать условия,  которые сократят затраты времени на поиски необходимой информации  и позволят использовать тот арсенал знаний, который уже имеется в мире. Нагрузка на врача велика, и в отдаленных регионах России также велика степень информационной изолированности, особенно, если этот врач — единственный в районной больнице. Поэтому, существует острая необходимость построения единой информационной системы, ориентированной, в первую очередь, на профессиональные нужды врача и качество лечебного процесса.  

Хорошим примером подобной информационной системы, созданной в последнее время,  может служить система по программе ДЛО. Её функции обеспечивают контроль, информативность и оперативность в управлении и реализации программы. Она ярко демонстрирует необходимость и целесообразность системного подхода к информатизации здравоохранения в целом. Но, к сожалению, несмотря на то, что  нами много сделано в этом направлении, и здравоохранение не стоит на месте, единой и многоплановой системы пока не создано.

Комплексный анализ ситуации, который был проведен совместно  комитетами  Государственной Думы по охране здоровья и по информационной политике показал, что имеется ещё достаточно много аспектов использования ИКТ в здравоохранении, требующих нормативно-правового регулирования, в том числе и на уровне законодательства.

CNews: Что нужно сделать в законодательном отношении для обеспечения информатизации системы здравоохранения?

Александр Чухраев:  Должны быть приняты технические регламенты, которые  четко определяют механизмы и параметры всех процессов и этапов разработки. Из всего множества правовых проблем нами были выделены три основных, наиболее критичных направления законодательного регулирования использования ИКТ в здравоохранении.

Первое связано с регламентацией, ведением, хранением и обменом медицинскими данными, представленными в электронном виде, а также применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи.

Ратификация в конце прошлого года конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных требует внесения соответствующих изменений в наше законодательство, в том числе в части работы с персональными медицинскими данными и записями. И сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится ряд законопроектов, направленных на регулирование отношений в этой области. Среди них хотелось бы, прежде всего, назвать проекты законов о персональных данных, о внесении изменений в законодательные акты в связи с ратификацией указанной конвенции, об информации, информационных технологиях и защите информации, о здравоохранении, ряд законопроектов о внесении изменений в закон о лекарственных средствах. При подготовке этих законопроектов нам необходимо предусмотреть соответствующие нормы, определяющие использование информационно-компьютерных технологий и электронных информационных ресурсов в здравоохранении.

Второе направление связано с реализацией закона о техническом регулировании и необходимостью приведения в соответствие  этому закону всей отечественной нормативно-технической базы, в том числе и в здравоохранении.

Всё чаще возникает проблема невозможности более широкого применения современных ИКТ в клинической практике, в сфере обращения лекарственных средств, размещении в интернете различного рода медицинской информации без разработки технических регламентов, определяющих обязательные требования, которым должны соответствовать медицинские информационные системы, ресурсы, технологии. Например, предусмотренный законом о лекарственных средствах государственный информационный стандарт «Лекарственные средства» в соответствии с законом о техническом регулировании должен иметь статус технического регламента, вводимого в действие федеральным законом или постановлением правительства Российской Федерации.

И, наконец, третье направление связано с правовым регулированием государственных закупок, спецификой финансирования и реализацией информационных проектов в здравоохранении. Также оно диктуется необходимостью их координации в условиях разделения полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями; между бюджетно-страховым финансированием ЛПУ и оплатой медицинской помощи через фонды ОМС и социального страхования. 

Нынешнее законодательство четко разделило уровни власти — федеральная, региональная и муниципальная, где каждая власть несет ответственность за свой участок здравоохранения, обеспечивая информатизацию своими силами. При этом отсутствуют единая картина и возможность информационного обмена. Но  для эффективного развития необходим системный мониторинг по стране в целом, то есть, создание единой информационной системы.

CNews:  Какие основные барьеры существуют на пути внедрения и эффективного использования ИКТ в сфере модернизации здравоохранения?

Александр Чухраев:  Одной из серьезных проблем, связанных с необходимостью внедрения ИКТ, является обучение врачей. Сейчас остро встал вопрос о количестве обучаемых врачей, не говоря уже о качестве и способах обучения. Если мы говорим о необходимости дистанционного обучения, должны быть разработаны стандарты и по обучению, и по лечению. Каждый участник образовательного процесса, будь то студент или преподаватель, должен знать критерии оценки полученных знаний.

К тому же, вопросы дистанционного обучения упираются ещё в одну существенную проблему -оплату удаленного доступа. К примеру, когда в больницах не хватает финансирования, чтобы отремонтировать крышу, трудно будет главному врачу убедить главу администрации, что надо оплатить доступ  в интернет. Этот вопрос должен быть решен централизованно и в правовом аспекте, и в организационном.

Много проблем высветили сформированные регистры участковых терапевтов. Одна из них заключается в том, что  выделенные государством надбавки к зарплате участковых терапевтов были рассчитаны на одно количество человек, а при распределении денег по данным регистров людей оказалось намного больше. Это ведь не социальная проблема, а управленческая и экономическая.

Поэтому, я считаю, что первый шаг к полномасштабной информатизации — это законодательное обеспечение внедрения ИКТ, второй — это, конечно, финансирование, третий — создание единой сети с организационным  центром, причем центр должен быть не ведомственный, а межведомственный, потому что сегодня медицина — это часть большой социально-экономической системы государства.

Еще раз повторюсь, что во главе угла любой медицинской системы должен стоять пациент и врач.

CNews: Какова необходимость создания системы мониторинга национальных проектов и какие возможности он открывает? Что ещё необходимо предпринять для повышения качества здравоохранения?

Александр Чухраев: Конечно же, мониторинг должен быть. В особенности, мониторинг расходования лекарств, вакцинный мониторинг, мониторинг состояния здоровья человека  — нам  вообще необходимо создавать паспорт здоровья человека для каждого гражданина, не говоря уже о больных.

Одной из актуальных проблем является система оказания высокотехнологичной помощи: пока что нет четкого представления о соотношении потребности в её оказании и имеющихся возможностях. Подано в область 5 заявок — значит, мы думаем, что 5 человек нуждается в этом виде помощи. Но если сейчас, допустим, объявить, что все, кто болен тем или иным заболеванием, имеют возможность получить высокотехнологичное лечение, таких заявок окажется далеко не 5. Если мы делаем 25-30 тысяч шунтирований, это не значит, что таких больных ровно столько, — это столько операций мы можем сделать. Мониторинг создает возможность получить реальное число нуждающихся на текущий момент,  и на основании прогноза и оценок принимать управленческие решения, ориентируясь не на вчерашний день, а на завтрашний.

Сейчас положение таково, что если в регионе 30 человек находятся на хроническом диализе, то эту цифру надо умножить минимум на 7, чтобы получить реальное количество людей, нуждающихся в этом виде помощи.  А это значит, что около 200 человек не получают необходимого лечения.

Конечно же, всех проблем мониторинг не решит. Для развития здравоохранения и улучшения качества медицинского обслуживания  необходимо применять современные технологии и использовать новые способы оказания помощи, одним  их которых, безусловно, является   телемедицина. Сегодня у людей появилась возможность получить  консультацию специалиста по телефону. Но в таком случае повышаются требования к уровню профессионализма врача, его умению создавать картину болезни без визуального материала.

Знаете, если врач правильно и внимательно опросил и выслушал пациента, то картина заболевания вырисовывается достаточно четко. К тому же, есть болезни, симптомы которых известны веками или имеют очевидные признаки. Конечно, ставить диагноз, имея на руках визуальный материал, намного легче, чем вслепую. Но, тем не менее, ведущую роль в лечебном процессе играет совокупный опыт врача и его профессиональная интуиция. Кстати, около половины ошибок при серьезных заболеваниях возникает из-за переоценки диагностических данных УЗИ, компьютера, томографа и т.д. Хотя, конечно, есть вещи, которые немыслимы без современных методов исследований, и поставить правильный диагноз просто не представляется возможным.

CNews: Какие задачи в сфере информатизации, в том числе — информационного обеспечения, российского здравоохранения, на ваш взгляд, необходимо реализовать в следующем — 2007 году? В течение ближайших нескольких лет?

Александр Чухраев: В следующем году бюджет здравоохранения увеличится на 70%. Это, конечно, вряд ли решит все проблемы, которые есть, но, учитывая, что за последние годы впервые осуществлено  дополнительное  финансирование муниципальных образований, возможности  развития регионального здравоохранения существенно увеличатся. Будет расширена программа, увеличены конкретные показатели (например, количество проводимых операций) по отдельным направлениям медицины, увеличатся профилактические осмотры.

У нас в стране есть серьёзные проблемы, одна из которых — высокий уровень смертности. Поэтому, основная прибавка в финансировании направлена на этот раздел национального проекта. К примеру, существует государственная программа по безопасности дорожного движения, фактически направленная на сокращение количества травм вследствие дорожных происшествий и повышение уровня безопасности на дорогах. Эффективность ее маленькая, поэтому мы предлагаем на эти деньги переоснастить наши федеральные центры мобильными рентгеновскими аппаратами, реанимационным оборудованием.

К числу направлений медицины, на которые распространяется дополнительное финансирование, относятся виды специализированной помощи, например, охрана материнства и детства (уже начато строительство нескольких перинатальных центров), хирургия, кардиохирургия, онкология. Также добавлены средства на решение социально-значимых проблем, например, таких, как СПИД.

Определённая часть дополнительных средств будет направлена на решение проблемы заработной платы медиков. На сегодняшний день произошла несправедливость в соотношениях оплаты труда медицинских работников: труд врачей равноценных категорий, скажем, первичного звена, оплачивается по разным тарифным сеткам. Нам нужно ликвидировать эти диспропорции, упразднив необъективный подход к оценке труда и тем самым разрешив многие конфликты в коллективах. Хорошее настроение и хорошая материальная поддержка медицинского персонала всегда скажутся на результатах и качестве работы. Недаром во многих развитых странах большое значение уделяется созданию благоприятного микроклимата и психологически комфортных условий труда.

Поднимая вопросы о совершенствовании системы здравоохранения, мы говорим о национальной безопасности, о здоровье нации, и здесь должны быть найдены не только административные, фискальные механизмы управления, но и механизмы привлекательные — как для руководителя, так и для подчиненного. А это,  в свою очередь, требует компетентных управленческих решений. Поэтому одной из проблем является наличие грамотных, профессионально заинтересованных руководителей. Положим, на средства дополнительного финансирования невозможно создать абсолютно новую систему здравоохранения, соответствующую уровню развитых стран, но при рациональном подходе есть возможность отладить  и оптимизировать работу уже существующей системы. Нерациональное использование денег, то есть, деньги в руках плохого руководителя — это большая неприятность, чем их отсутствие.

CNews:  То есть, если я правильно вас понимаю, в деле реформирования здравоохранения чрезвычайно велика роль конкретного руководителя?

Александр Чухраев: Велика роль руководителей всех уровней. И не только руководителей. Ведь, кроме финансовых трудностей и  не всегда грамотного управления, существуют проблемы, о которых мы стыдливо умалчиваем. Например, очереди — вы видели очереди в поликлиниках и больницах? — на УЗИ, ЭКГ или другие исследования. Эти очереди легко сокращаются, если пациент платит деньги лично медработнику. Я согласен с тем, что в условиях развития дорогостоящих технологий  оплачиваться должна каждая медицинская услуга. Но когда эти деньги приходят в лечебное учреждение, они работают на всех больных, а когда тайком попадают в карман к конкретному человеку — это разрушает медицину. Думаю, что частично эта проблема решится с отлаживанием и совершенствованием системы обязательного медицинского страхования, внедрением информационной системы мониторинга.

Тем не менее, важнейшим фактором качественного медицинского обслуживания является понимание степени ответственности каждого сотрудника лечебного учреждения. Медицина является жизненно-важной сферой человеческой деятельности и требует всестороннего подхода к решению своих задач.

 CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS