Обзор подготовлен

версия для печати
Вокзальный интернет ищет спрос  вслед за аэропортовым

Вокзальный интернет ищет спрос вслед за аэропортовым

Вслед за столичными аэровокзалами к Wi-Fi-гонке подключились и региональные аэропорты. Здесь в большинстве случаев идет «обкатка» новой услуги в бесплатном тестовом режиме — крупные игроки «прощупывают почву». Ведь высокий спрос на скоростной беспроводной доступ в интернет за пределами Москвы и Санкт-Петербурга не гарантирован.

Вокзальные хот-споты

Основная целевая аудитория «вокзальных» хот-спотов известна — это бизнес-пользователи, корпоративные клиенты, которым необходим доступ в интернет и к электронной почте в деловой поездке. Наиболее очевиден спрос на данную услугу в крупнейших аэропортах с большим пассажиропотоком, где совершаются не только внутренние, но и международные рейсы - Домодедово, Шереметьево-2, Пулково и др. В таких местах и возникли первые хот-споты, а в настоящее время наблюдается заметная конкуренция провайдеров.

Так, в Домодедово зона Wi-Fi была открыта оператором «Таском» в ноябре 2003 года (позже переведена под бренд МТС), в Пулково - в 2003-2004 гг. (операторы «Петерстар» и «Северо-Западный Мегафон» в партнерстве с «Квантумом»). В Шереметьево-2 беспроводной доступ в интернет предлагают два крупнейших сотовых оператора — «ВымпелКом» (с конца 2003 г. — в тестовом режиме, с декабря 2005 г — в коммерческом) и МТС/Комстар (с декабря 2005 г.).

Конкуренция в сегменте нарастает. В мае 2007 года в Домодедово пришел еще один крупный оператор — «Голден Телеком». Компания развернула сеть, состоящую из 60-и точек доступа, которые покрывают все пространство в здании аэропорта. В апреле 2007 года «Билайн Северо-Запад» запустил в опытную эксплуатацию Wi-Fi на территории аэропорта «Пулково-1» и объявил о планах предоставления подобных услуг и в «Пулково-2» (в этих аэропортах уже работают хот-споты нескольких операторов). "Комстар-ОТС" намеревается до конца 2007 г. оборудовать 200 из 7 тыс. таксофонов МГТС Wi-Fi хот-спотами, причем аэропорты и вокзалы указаны как приоритетные места размещения.

Постепенно хот-споты распространяются и в региональных аэропортах. В 2005 году зона Wi-Fi заработала в краснодарском и барнаульском аэропортах, летом 2006-го — в новосибирском аэропорту «Толмачево». Осенью 2006 г. «Сибирьтелеком» объявил о развитии услуги беспроводного доступа к интернет на базе технологии Wi-Fi в в красноярском аэропорту "Емельяново". В конце того же года "Дальсвязь" начала тестирование подобной услуги в аэропорту Владивостока. В марте 2007 года (до 15 мая — в тестовом режиме) «ВымпелКом» стал предоставлять услуги на базе Wi-Fi в челябинском аэропорту «Баландино»; в мае того же года оператор открыл точки доступа в интернет в аэропорту «Большое Савино» (Пермь), а также в аэропортах Нижнего Новгорода, Казани и Уфы. В июле этого года стало известно о начале тестовой эксплуатации Wi-Fi от «Билайн» на территории аэропортов «Емельяново» (Красноярск), «Толмачево» (Новосибирск) и «Курумоч» (Самара). Намеревался запустить Wi-Fi в ростовском аэропорту местный филиал ЮТК.

По всей видимости, сами операторы не уверены в том, что им гарантированы высокие доходы от предоставления услуги беспроводного доступа в региональных аэропортах. Во многих аэровокзалах сервис предоставляется в тестовом режиме (бесплатно), а сроки начала коммерческой эксплуатации не определены. Таким образом, можно констатировать, что в данный момент для провайдеров более важна имиджевая составляющая проектов, нежели их финансовая отдача. По некоторым оценкам, выручка от Wi-Fi в коммерческих хот-спотах в среднем составляет всего несколько тысяч долларов в месяц, так что о сколько-нибудь ее заметной доле в общих доходах операторов говорить не приходится. Подобные проекты следует рассматривать как опытные площадки для тестирования спроса, но не как попытку найти альтернативу основному бизнесу провайдеров.

Основные проекты по развертыванию хот-спотов в аэропортах

Аэропорт / вокзал Провайдер Тарифы Дата внедрения / Начало эксплуатации
«Пулково-1» (СПб) ПетерСтар От 40 руб/час Июль 2003 1
«Домодедово» (Москва) Таском/МТС 2 $10/час Ноябрь 2003
«Шереметьево-2» (Москва) ВымпелКом 250 руб/45 мин. с огр. 100 Мб. Декабрь 2003 3
«Пулково-2» (СПб) ПетерСтар От 40 руб/час Апрель 2004
«Шереметьево-2» (Москва) Таском/МТС $5/час Март 2005
«Пулково-1» (СПб) «МегаФон Северо-Запад»/Квантум От 40 руб/час Август 2005
Барнаульский аэропорт Алтайсвязь Н.Д. Август 2005
«Пашковский аэровокзал» (Краснодар) Центр новых технологий (филиал ЮТК) 1,7-3,0 руб/Мб Ноябрь 2005
Аэропорт (Владивосток) Дальсвязь Н.Д. Декабрь 2006
«Баландино» (Челябинск) ВымпелКом До 15 мая 2007 г. - бесплатно Март 2007
«Пулково-1» (СПб) ВымпелКом Тестовая эксплуатация Апрель 2007
Аэропорт (Сочи) Комстар-ОТС Н.Д. Май 2007
«Домодедово» (Москва) Голден Телеком 100р/час Май 2007
«Большое Савино» (Пермь) ВымпелКом Тестовая эксплуатация Май 2007
«Уфа» ВымпелКом Тестовая эксплуатация Май 2007
Аэропорт (Нижний Новгород) ВымпелКом Тестовая эксплуатация Май 2007
Аэропорт «Казань» ВымпелКом Тестовая эксплуатация Май 2007
«Толмачево» (Новосибирск) ВымпелКом Тестовая эксплуатация Июль 2007
«Емельяново» (Красноярск) ВымпелКом Тестовая эксплуатация Июль 2007
«Курумоч» (Самара) ВымпелКом Тестовая эксплуатация Июль 2007

Источник: CNews Analytics, июль 2007

1 Начало тестовой эксплуатации.

2 В настоящее время Wi-Fi проекты развиваются контролируемыми «Системой» компаниями «Комстар-ОТС» и МТС.

3 Начало тестовой эксплуатации.

Тарифы аэропортов

«Голден Телеком» предлагает в «Домодедово» тариф «Иногда», предусматривающий повременную оплату. Стоимость часа работы в интернете без ограничения по трафику составляет 100 рублей, включая НДС. В «Шереметьево-2» «ВымпелКом» предлагает доступ за 250 руб. за 45 мин. (лимит трафика — 100 Мб, а МТС — $5 при таком же ограничении трафика. Для сравнения, тарифы на «вокзальный» доступ варьируются от 40 руб. до $10 в час при временной оплате и от 1,7 руб. до 7,5 руб. за 1 Мб при оплате за трафик.

В краснодарском аэропорту «Пашковский» оплата услуг Wi-Fi осуществляется по картам номиналами 150; 250 и 850 руб., которые включают в себя 50; 100 и 500 Мб трафика соответственно. Стоимость 1 Мб таким образом составляет 3,0; 2,5 и 1,7 руб. В региональных аэропортах «Емельяново» и «Толмачево» после запуска услуги «ВымпелКома» в коммерческую эксплуатацию оплата за пользование Wi-Fi будет возможна двумя способами: картами оплаты "Билайн", либо с телефонного счета, если пользователь является абонентом "Билайн".

В «Пулково» «ВымпелКом» планировал использовать следующие способы тарификации. В первом варианте подразумевалась scratch-аутентификация: при активации универсальной карты оплаты (вводе серийного номера и секретного кода), происходит оплата пакета услуг, соответствующего номиналу данной карты. Второй вариант - strength-аутентификация. В ее рамках услуга тарифицируется в момент звонка на Bee-номер. Кроме того, существует SIM-аутентификация. Она предполагает тарификацию согласно израсходованному трафику — стоимость услуги включается в биллинговые счета.

Для получения доступа в интернет с помощью нового Wi-Fi-таксофона от «Комстар-ОТС» и МГТС абонент может воспользоваться картами предоплаты, SMS-авторизацией и таксофонными картами МГТС. В последнем случае пользователь получает логин и пароль через меню таксофона, а стоимость услуг доступа в интернет списывается с баланса карты.

Wi-Fi на транспорте: первые шаги

Что касается развития Wi-Fi-доступа на самом транспорте, то дела здесь обстоят значительно хуже. Отравившись на борт самолета или в вагон поезда, пассажир, как правило, оказывается на несколько часов (или даже суток в случае поезда) «отрезанным» от глобальной Сети. Правда пассажиры поездов могут пользоваться, в пределах доступности связи, сотовым доступом на базе технологий GPRS/EDGE или CDMA 1X, однако его качество (скорость, зона покрытия и пр.) оставляет желать много лучшего.

Случаи развертывания Wi-Fi-доступа на российских поездах единичны и носят тестовый характер. В качестве примера можно назвать эксперимент «Октябрьской железной дороги», которая установила хот-спот в головном вагоне одного из своих регулярных поездов сообщением Петербург — Москва — «Невском экспрессе». В качестве внешнего канала в интернет используются сотовые сети, поэтому есть сомнения относительно достаточной для комфортного серфинга скорости. В настоящее время сервис предоставляется бесплатно — проводится тестирование услуги и изучение спроса на нее. Тем временем, с начала 2007 года оператор T-Mobile предоставляет Wi-Fi-доступ пассажирам поезда-экспресса Лондон - аэропорт Хитроу на скорости 8 Мбит/с.

Предоставление услуги беспроводного доступа на базе Wi-Fi в самолетах в мире идет с большим скрипом. Например, известно, что этот сервис не будет использоваться во время полета в новом лайнере Boeing 787 "Dreamliner". В компании говорят, что это вызвано технически и конструкторскими особенностями самолета; кроме того, Wi-Fi оборудование может вызвать помехи в работе оборудования аэропортов, куда будет прибывать лайнер. Более того, по словам представителя компании, в некоторых странах компании вообще не удалось получить разрешение на занятие диапазона частот, на которых работают хот-споты.

Оказывают противодействие развитию Wi-Fi и некоторые заинтересованные организации, например, такие как Massachusetts Port Authority (Massport), приказавшей в 2005 г. авиакомпаниям закрыть услуги беспроводного и проводного высокоскоростного доступа в интернет в США и перейти на платные системы, принадлежащие аэропортам. В конце прошлого года по решению Федеральной комиссии по связи (FCC), авиакомпания Continental Airlines выиграла битву за предоставление данной услуги. В отличие от России, предоставление услуг Wi-Fi в американских аэропортах часто оказывается на бесплатной основе не только на период тестирования.

В целом, несмотря на увеличение числа проектов по оснащению залов ожиданий аэропортов и вокзалов зонами доступа в интернет на основе Wi-Fi перспективы именно этой технологии довольно туманны. Скорее всего, она будет сосуществовать с доступом на базе сотовых сетей следующего поколения, и данной услугой будут пользоваться те пассажиры, которых по тем или иным причинам не удовлетворяют сотовые технологии 3/3,5G (доступ на базе UMTS, HSDPA, CDMA 1xEV-DO и пр.). А грядущий WiMAX и вовсе ставит под вопрос само существование Wi-Fi. В любом случае для конечного потребителя важна не сама технология, а услуга, предоставляемая на ее основе. В том, что востребованность интернет-доступа на пассажирском транспорте и в смежной инфраструктуре (залы ожиданий вокзалов, кафе, гостиницы и пр.) будет только расти, сомневаться не приходится.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS