Rover Computers
официальный партнер CNews.ru

 

Обозрение подготовлено при поддержке  «ФостерГрупп»

Российский рынок ноутбуков

Российский рынок ноутбуков 
Объем рынка
Рыночные доли поставщиков
Проблемы на рынке
Перспективы

Объем продаж ноутбуков во всем мире стремительно растет. И российский рынок не является исключением. Время, когда новинки иностранных производителей ноутбуков появлялись на российском рынке с существенным запозданием, позади. Уже сейчас презентации новых моделей или технологии проходят практически одновременно в России и за рубежом.

Объем рынка

Вот уже который год объем продаж ноутбуков на российском рынке растет. По данным ITResearch, объем продаж увеличился с 41,7 тысяч штук в 1999 году до 168,2 тысяч штук в 2002 году. Среднегодовой прирост объема продаж за это время составил 60%, причем наивысшее значение роста — 73% — было зафиксировано в 2000 году. В первую очередь, это связано с маленьким объемом продаж в 1999 году. В 2000 году потребители проявили гораздо больше интереса к портативным компьютерам, что позволило дилерам практически удвоить продажи. В 2001 году рост продаж приблизился к 50%, однако преодолеть эту планку так и не получилось. Но уже в 2002 году рост продаж, превышающий отметку 50%, продолжился и составил 58%.

Продажи ноутбуков на российском рынке, тыс. штук.

Продажи ноутбуков на российском рынке, тыс. штук.

Источник: ITResearch

Данные, предоставленные аналитической службой iRU, свидетельствуют о том, что рост продаж ноутбуков на российском рынке в 2002 году был несколько ниже — 38%. По данным аналитической службы iRU, продажи в 2001 году составляли 110 тысяч штук, а в 2002 году — 152 тысячи штук. В 2003 году по прогнозу аналитической службы iRU продажи достигнут 225 тысяч штук, в результате чего рост продаж может достичь отметки 48%.

Продажи ноутбуков на российском рынке, тыс. штук.

Продажи ноутбуков на российском рынке, тыс. штук.

Источник: Аналитическая служба IRU на основе исследований нескольких аналитических компаний

* Прогноз
** Аналитическая служба iRU на основе исследований нескольких аналитических компаний

Рыночные доли поставщиков

По данным, представленным Romir Monitoring, доля отечественных производителей на российском рынке ноутбуков в 2002 году составляла 28%, из которых 23% — крупнейшая доля на рынке — приходилось на Rover Book. С небольшим отрывом от лидера следует Toshiba, доля которой составила 20%. Также в пятерку наиболее продаваемых марок ноутбуков попали компании HP (14%), Asustek (7%) и Fujitsu-Siemens (6%). Российские компании, продающие свою продукцию под торговыми марками iRU и Bliss, вошли в десятку наиболее продаваемых марок. Доля ноутбуков Bliss на рынке составила в 2002 году 3%, а iRU — 2%.

Структура российского рынка ноутбуков

Структура российского рынка ноутбуков

Источник: Romir Monitoring

Данные, предоставленные ITResearch, также свидетельствуют о том, что доля RoverBook на российском рынке ноутбуков является крупнейшей и составляет 26,2%. К сожалению, ITResearch не передала данные о рыночных долях остальных участников рынка.

Проблемы на рынке

Стремительное развитие рынка ноутбуков не снимает актуальности некоторых проблем, характерных для него. Одной из наиболее острых проблем для всех участников рынка, как покупателей, так и продавцов, остается его «серость». Объем «серого» рынка, по мнению Андрея Таскаева, коммерческого директора компании Any Computers, по-прежнему значителен. Существование «теневого» рынка не самым благоприятным образом отражается на развитии рынка ноутбуков в целом. Сергей Шуняев, президент группы компаний Rover Computers, считает, что в первую очередь от «серого» рынка страдает покупатель. При покупке ноутбука, ввезенного в страну не через официальные каналы, покупатель лишается сервисной поддержки. По мнению Сергея Шуняева, наиболее развиты каналы поставки в Россию «серых» ноутбуков Toshiba и Sony. Помимо покупателей, существование «серого» рынка создает массу неудобств для государства и вендоров, которые не могут сказать, сколько ноутбуков было ввезено в страну. Пока существует разница в ценовой политике производителей в различных регионах, «серый» рынок будет благополучно жить.

Низкая культура использования ноутбуков, все еще характерная для российского рынка, также является проблемой. Мобильный компьютер уже перестал быть диковинкой. Несмотря на это, реакция многих людей на человека со своим ноутбуком не всегда адекватна.

Покупательская способность в России все еще остается на низком уровне. Многие потребители просто не могут себе позволить приобрести ноутбук из-за высокой цены. Кредитные программы еще не начали давать желаемого результата. Многие из подобных кредитных программ существуют только в Москве и некоторых крупных областных центрах. Однако до тех пор, пока приобретение товара с использованием кредитных линий не будет доступно для среднестатистического покупателя, ожидать значительного роста на рынке ноутбуков преждевременно.

Для российских производителей ноутбуков одной из основных проблем является мнение потенциальных покупателей о том, что ноутбук иностранной торговой марки лучше российской, считает Генадий Сочилин, заместитель директора по развитию бизнеса iRU.

Перспективы

По мнению некоторых отечественных исследовательских компаний, в 2003 году следует ожидать дальнейшего роста продаж ноутбуков. В первую очередь, это связано с тем, что объективное насыщение данного рынка явно не достигнуто. Покупательская способность потребителей возрастает из года в год, в то же время цены на ноутбуки снижается. В результате все большее количество покупателей может позволить себе приобрести мобильное решение по доступной цене.

Появление технологии Intel Centrino также способно повлиять на развитие ситуации на рынке ноутбуков в России. Некоторые возможности новой технологии, такие, как беспроводная связь, еще не доступны на российском рынке в полной мере. Поэтому в первую очередь потребителя будет интересовать увеличение работы от аккумулятора, рост производительности ноутбука и снижение его веса. Создание общественных точек доступа по беспроводной технологии в крупных городах России сможет подхлестнуть интерес покупателей к ноутбукам, использующим технологию Intel Centrino. Уже сейчас многие иностранные производители ноутбуков начали поставлять на российский рынок свои модели на базе новой технологии.

Среди заметных тенденций на рынке ноутбуков следует упомянуть появление новых отечественных производителей, которые активно приступают к производству и продвижению своей продукции. Как правило, продукция российских производителей отличается невысокой ценой, наличием большого числа сервисных центров, а также близостью к конечным потребителям. Все это приводит к тому, что доля российских производителей на рынке будет только увеличиваться.

Роман Боровко / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS