Статья

ГЛОНАСС: шанс, который нужно использовать

Телеком Интернет Бизнес Большие города Беспроводная связь Законодательство

Тема ГЛОНАСС находится сегодня на пике внимания. Это связано со многими факторами: сложностями в разработке и производстве двухстандартных чипсетов, массовым внедрением передатчиков в городском общественном автопарке, все большим проникновением навигаторов в частный транспорт и пр. Чиновники, а также представители компаний-интеграторов и разработчиков в основном дают оптимистические прогнозы, СМИ – наоборот, а CNews попытался разобраться, что же на самом деле происходит в данной отрасли.

Не секрет, что в последние годы в России много сил и средств вкладывается в развитие системы ГЛОНАСС. Это происходит потому, что собственная система спутниковой навигации дает государству большое стратегическое и экономическое преимущество и все это понимают. Сегодня у нашей страны есть уникальная возможность: сделать ГЛОНАСС второй мировой спутниковой системой. Это очень выгодно, поскольку двухсистемные навигационные приемники имеют массу преимуществ по сравнению с односистемными. Они быстрее стартуют и более надежны в условиях скрытого неба (в городах, при облачной погоде, в горах и пр.). Добавление же третьей системы не даст выраженного потребительского эффекта.


В Рязани была презентована интеллектуальная транспортная система на базе ГЛОНАСС

Сегодня все государства, создающие свои навигационные системы, стремятся к тому, чтобы именно они успели первыми и создали такие двухсистемные навигаторы. Европейцы строят свою Galileo, а китайцы – "Бэйдоу", и стараются делать это очень быстро. Уже через несколько лет будет поздно. По словам Михаила Миньковского, вице-президента по новым технологиям компании "Ситроникс", "российские компании сейчас имеют уникальную и краткосрочную возможность успешного выхода на мировой рынок с отечественной технологией. Необходимо как можно скорее разрабатывать чипсеты, навигационные приемники, аппаратуру пользователей, телефоны, коммуникаторы". Впрочем, несмотря на бодрый настрой игроков рынка, статистика производства необходимых компонентов не дает повода для оптимизма. Так, две российские компании, занимающиеся разработкой ГЛОНАСС/GPS-чипсетов, получили в текущем году заказов на изготовление лишь 180 тысяч таких изделий. Есть в этом сегменте и другие проблемы как технологического, так и экономического характера.

Но, разумеется, ГЛОНАСС актуален не только в связи с возможностью для России укрепить свое экономическое положение. Например, это один из основных инструментов, с помощью которого можно попробовать решить, например, транспортную проблему, столь серьезную для нашей страны. Или хотя бы сделать ее более контролируемой.

ГЛОНАСС в общественном транспорте

Считается, что навигационные устройства в среднем сокращают расходы на треть. Ведь можно не только отследить местоположение транспорта, осуществить логистику, но и узнать расход топлива, зафиксировать факты его слива или заправки, проконтролировать маршрут и безопасность перевозок, установить единое время на все транспортные средства и пресечь несанкционированное использование машин, не говоря уже о блокировке двигателей или голосовой связи водитель-диспетчер.

Сегодня эти системы активно внедряются на общественном транспорте. Совсем недавно компания "М2М телематика" презентовала председателю правительства РФ Владимиру Путину, министру транспорта Игорю Левитину и главе Федерального космического агентства Анатолию Перминову работу интеллектуальной транспортной системы на базе ГЛОНАСС в Рязани. По данным компании-интегратора, в результате регулярность движения пассажирского транспорта в городе достигла почти 100%, а экономия на горюче-смазочных материалах - 25%. Также оптимизирована работа служб экстренного реагирования, что особенно важно в сложившихся аномальных погодных условиях. И это не единичный случай внедрения. Подобные проекты разворачиваются во многих регионах России и странах СНГ. Они уже стартовали в Марий-Эл, на Урале, а также во многих отдельных городах: Барнауле, Петербурге, Саратове и пр. Список можно продолжать. Дело, конечно, не только в непреодолимом стремлении перевозчиков к новым технологиям, а в законодательных инициативах. 22-й федеральный закон, регламентирующий оснащение транспорта ГЛОНАСС-передатчиками, был принят в феврале, причем сроки поставлены довольно жесткие: эта работа должна быть завершена до 1 января 2011 года.

Соотношение цена/качество

Если рассуждать здраво, то на пути к масштабному внедрению транспортного мониторинга с помощью ГЛОНАСС есть, пожалуй, только две серьезные преграды. Во-первых, несовершенство самой системы, которой для обеспечения непрерывной глобальной навигации по всему миру необходимо 24 работающих спутника. Сейчас же их 23, и при этом два из них находятся в резерве. Однако работа в этой области идет очень активно, и довести количество спутников до необходимого планируется к ноябрю.