ГЛОНАСС: шанс, который нужно использовать
Тема ГЛОНАСС находится сегодня на пике внимания. Это связано со многими факторами: сложностями в разработке и производстве двухстандартных чипсетов, массовым внедрением передатчиков в городском общественном автопарке, все большим проникновением навигаторов в частный транспорт и пр. Чиновники, а также представители компаний-интеграторов и разработчиков в основном дают оптимистические прогнозы, СМИ – наоборот, а CNews попытался разобраться, что же на самом деле происходит в данной отрасли.
И, во-вторых, комплекс затруднений, связанный с самим фактом того, что как разработка, так и производство, да и сама экономическая схема внедрения одностандартных и двухстандартных чипов и оборудования на их базе – все начиналось "с нуля".
Последние модели двухстандартных чипов не превышают размерами рублевую монету
Впрочем, проблема дороговизны уже, можно сказать, решена: системы мониторинга стоят не слишком много, в среднем около десяти тысяч рублей. Плюс абонентская плата от 250 до 1 тыс. руб. В основном же цены крутятся вокруг отметки 500 руб. Важно заметить, что не все системы подобного типа снабжены датчиками уровня топлива, поэтому их ставят отдельно. Цена же такого датчика может также достигать средней знаковой отметки в 10 тыс. руб. К тому же, по желанию можно устанавливать термодатчики, датчики оборотов двигателя и тревожную кнопку водителя. Цены на эти приборы варьируются в среднем до 2 тыс.
В итоге же, по приблизительным оценкам, полный комплект мониторинга (основной, датчики расхода топлива, тревожные кнопки, термодатчики, датчики оборотов, послерейсовый контроль и громкая связь с водителем) обойдется в сумму около 30 тыс. руб. на одну машину без абонентской платы. Крупное транспортное предприятие, специализирующееся на дальних грузоперевозках может себе это позволить, к тому же не так долго придется ждать, пока затраченные деньги окупятся.
Так же дело обстоит с городским транспортом, оснащение которого системами мониторинга идет за счет собственников средств, если говорить о частных компаниях. Но вот что касается государственного автопарка, то тут средства изыскиваются из бюджета страны, и насколько хорошо будут оснащены такие машины – весьма серьезный вопрос.
Что же касается самих чипсетов, то, по словам генерального директора федерального сетевого оператора "Навигационно-информационные системы" Александра Гурко, "российские чипсеты ГЛОНАСС/GPS будут выпускаться в 2011 году и стоить от 10 до 15 долл., что сопоставимо по стоимости с односистемными модулями GPS".
И всё-таки
На сегодняшний день уровень проникновения систем спутникового мониторинга на российском рынке составляет всего 3%, и в течение ближайших пяти лет данный показатель может возрасти до 16-18%, прогнозирует генеральный директор компании "Русские Навигационные Технологии" (РНТ) Борис Сатовский: "Системы мониторинга становятся стандартом на рынке и, в конечном итоге, любое транспортное средство, принадлежащее юридическому лицу, будет контролироваться. Рынок сегодня сегментирован на госсектор, корпоративных клиентов и сегмент малого и среднего бизнеса. Самую высокую конкуренцию мы ожидаем на рынке малого и среднего бизнеса. В других секторах требуется высокий технологический уровень компании, поэтому конкурентная среда не будет сильно меняться".
Как видно, степень внедрения транспортного мониторинга крайне низка, а следовательно, все впереди, рынок систем будет расти. И подвижки к активному росту будут исходить от правительства РФ в рамках федеральной программы "Глобальная навигационная система". Впрочем, хотя программа существует уже 9 лет, пока транспортный ГЛОНАСС-мониторинг - это скорее экзотика, чем обыденность. Массового внедрения нет, хотя к нему стремятся. Если производители при активной помощи государства в ближайшие несколько лет преодолеют проблемы, связанные с низким числом выпускаемых двухстандартных чипсетов и с нерентабельностью их производства, все может закончиться хорошо. То есть, начаться. Планов в этом сегменте – громадье.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a2384